Флейта Пана

Категории словаря
Флейта Пана

Флейта Пана (итал. flauto di Pan, нем. Panflute, франц. flute de Pan, англ. Pan flute или panpipe) — народный духовой лабиальный (губной) музыкальный инструмент. Флейта Пана — древняя многоствольная продольная флейта; источник назв. — др.-греч. миф о боге лесов и полей Пане, покровителе пастухов (его часто изображали играющим на многоствольной флейте). Ф. П. упоминается в «Илиаде» Гомера (песнь 10, стих 13). Согласно мифу, нимфа Сиринкс, спасаясь от преследований влюблённого Пана, обратилась за помощью к речному богу, превратившему её в тростник, из к-рого Пан сделал Ф. (отсюда греч. назв. одной из разновидностей Ф. П. — сиринкс).

Состоит из набора открытых с одного конца трубочек (стволов) разной длины (реже — разных диаметров); они изготовляются из ствола камыша, тростника, бамбука, а также из древесины, кости, металла. Их скрепляют тростниковыми планками и жгутом из молодой коры вишнёвого дерева или ниткой и др.; в отдельных случаях они не соединяются и при игре их держат в руке, подобрав по размеру. Исполнитель подносит трубочки дульцем ко рту, прижимает к нижней губе (при косом срезе трубочек — сторону с меньшим срезом); направляя струю воздуха на противоположный край дульца, он приводит в колебание заключённые в стволах столбы воздуха и извлекает свистящие звуки. Каждая трубка издаёт лишь один осн. звук, высота к-рого зависит от её длины и диаметра; при усилении вдувания можно (только в нижнем регистре) извлечь третий обертон (дуодецима). Для точной подстройки Ф. П. с неподвижной пробкой, закрывающей нижний конец ствола, в него насыпают горошины или дробинки, а у инструмента с подвижной пробкой высота звука зависит от положения пробки, к-рую можно передвигать. Диапазон Ф. П. определяется количеством и величиной трубочек (17–23).

На Ф. П. играют соло или в ансамбле с др. инструментами (иногда состоит из одних Ф. П. разных регистров). Её использовал Н. А. Римский-Корсаков в опере «Млада» (3-е д., оркестр на сцене). Существует под разл. назв. у мн. народов. Среди разновидностей: рус. — цевница, кугиклы; укр. — свыриль, азерб. — мусигар; менгрельская — ларчеми и гурийская — соинари (Грузия); литовские — скудучяй, скаудамас; рум. — мускал и молд. — най (с 1970-х гг. вводится в симф. оркестр молд. композиторами Т. Кирияком и др.).

Литература: Привалов Н., Музыкальные духовые инструменты русского народа, ч. 2, СПБ, 1908; Стешенко-Куфтина В., Древнейшие инструментальные основы грузинской народной музыки, т. 1 — Флейта Пана, Тб., 1936; Веров Л., Молдавские народные музыкальные инструменты, Кишинёв, 1964; Вертков К., Русские народные музыкальные инструменты, (Л.), 1975, с. 33–36; Fox Strangways A. H., The pipes of Pan, «ML», 1929, v. 10, No 1; Schneider M., Bemerkungen uber sudamerikanische Panpfeifen, «AfMf», 1937, Jahrg. 2.

А. А. Розенберг
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Танец модерн Балет и танец
Резонаторное отверстие Музыкальные инструменты

рекомендуем

смотрите также

Словенская музыка Национальные культуры
Музыковед Термины и понятия
Консонанс Теория музыки
Созвучие Теория музыки
Эпиталама Опера, вокал, пение
Рефрен Теория музыки
Пуантилизм Термины и понятия
Капельдинер Термины и понятия

Реклама