Кондакарное пение

Категории словаря

Кондакарное пение — стиль византийского виртуозного мелизматичического пения, культивировавшийся в Киевской Руси. Применялся при исполнении кондаков, киноников, стихов из псалмов и «припелов» к ним. Этот репертуар записывался в особых книгах — кондакарях. Нотация К. п. заметно отличается от знаменной (см. Знаменный распев). В ней используются не только комбинации из палочек, точек и запятых, но и разнообразные «завитушки». Они писались над прочими знаками и в более крупном масштабе, так что нотация выглядит двухстрочной. Тексты кондакарных записей насыщены посторонними фонемами, т.н. аненайками и хабувами.

С. В. Смоленский считал К. п. русским по происхождению; самобытное, рус. происхождение К. п. отстаивал и В. М. Беляев. А. В. Преображенский рассматривал К. п. как византийское, мелизматическое. Трудами ряда учёных установлено, что К. п. имеет византийское происхождение и представляет собой виртуозное мелизматич. пение. Относительно двухстрочной записи нотации существуют разл. мнения. Смоленский полагал, что нижняя строка представляет собой запись мелодии, а верхняя указывает исполнительские приёмы и нюансы.

Е. Wellesz. A history of Byzantine music… Oxford, 1961, p. 340. Текст составляет одно слово — «Аллилуйя». Его фонемы подчёркнуты.

В 60-70-х гг. 20 в. по этому вопросу высказываются иные взгляды. Одни учёные считают, что нижняя строка согласовывала напев с силлабикой текста, а верхняя обозначала мелизматич. формулы, другие — что верхняя строка является ранней, а нижняя — поздней и более усовершенствованной записью одной и той же мелодии. Аненайки и хабувы служили средством артикуляции звука и синхронизации его в хор. пении. Полная расшифровка рус. кондакарных записей невозможна, т. к. визант. нотация 10–11 вв. не передавала напева в точности, фиксируя лишь контур мелодич. рисунка; напев уточнялся в процессе пения с помощью жестикуляции доместика (см. Хейрономия). Кроме того, при переводе греч. текста на слав, язык допускалось частичное изменение напева. Расшифровки визант. записей 12–13 вв. позволяют составить представление о К. п.

К. п. отвечало изысканному вкусу верхушки феодального общества Киевской Руси, но не пользовалось широким признанием у народа. Этим объясняется малое количество кондакарей и исчезновение их к 14 в., хотя в 12 в. были записаны кондаки русским святым.

Литература: Разумовский Д., Церковное пение в России, М., 1867; Смоленский С., О древнерусских певческих нотациях, СПБ, 1901; его же, Несколько новых данных о так называемом кондакарном знамени, «РМГ», 1913, No 49; Металлов В., Богослужебное пение русской церкви. Период домонгольский, М., 1908, 1912; его же, Русская семиография, М., 1912; Преображенский А. В., Культовая музыка в России, Л., 1924; Беляев В., Музыка, в кн.: История культуры древней Руси, т. 2, М.-Л., 1951; его же, Древнерусская музыкальная письменность, М., 1962; Успенский Н., Византийское пение в Киевской Руси, в кн.: Acten des XI. Internationalen Byzantinisten-Kongresses. 1958, Munch., 1960; его же, Древнерусское певческое искусство, M., 1965, 1971; Rlоrоs С, Die Entzifferung der Kondakarien-Notation, «Musik des Ostens», Bd 3–4, Kassel- Basel — P.- L.- N. Y., 1965–67; Hцeg C., The oldest Slavonic tradition of Byzantine music, L., (1953); Levy K., The Slavic kontakia and their Byzantine originals, «Twenty-fifth Anniversary Festschrift», N. Y., 1964; его же, Die siavisehe Kondakarien-Notation, в кн.: Anfange der slavischen Musik, Bratisl., 1966; Palikarova-V erdeil R., La musique byzantine chez les Bulgares et les Russes (du IX-e au XIV-е siиcle), Cph., 1953.

Н. Д. Успенский
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Львов музыкальный Национальные культуры
Принципал Музыкальные инструменты

рекомендуем

смотрите также

Арпеджио Теория музыки
Мордент Теория музыки
Комуз Национальные культуры
Реквием Музыкальные жанры и формы
Зурна Национальные культуры
Фисгармония Музыкальные инструменты
Цюрих музыкальный Национальные культуры
Гальярда Музыкальные жанры и формы

Реклама