Японский классический танец (традиционный)
Народное хореографическое искусство Японии возникло в глубокой древности. Танцы составляли часть повседневной жизни народа (ритуальные танцы-заклинания, танцы-моления о ниспослании урожая или дождя, танцы-благодарности, подношения богам и др.). Отдельные элементы их вошли в нар. танцы, послужившие основой формирования классич. школы япон. танца.
Согласно древней легенде, первое танц. представление в Японии состоялось в начале «эры богов», когда земля только что отделилась от неба. Верховное божество синтоистского культа — богиня солнца Аматэрасу Омиками разгневалась на своего озорного брата бога ветра Сусаноо и укрылась в небесном гроте. Мир погрузился во мрак. Чтобы выманить светлую богиню обратно, боги устроили перед гротом танц. представление, во время которого богиня Амэ-но Удзумэ — но микото исполнила священную танцевальную пантомиму кагура. Привлечённая шумом и музыкой, Аматэрасу покинула своё убежище и снова подарила миру свет. Кагура — одна из форм Я. к. т. Разл. виды кагуры остаются непременной частью синтоистской религиозной церемонии. Кагура имеет неск. разновидностей: микагура как элемент придв. церемоний; сатокагура, исполняемая во время деревенских храмовых праздников; тинконбуё, которую танцуют женщины во время синтоистской заупокойной службы, и др. Помимо кагуры, в сильно изменённом виде бытуют танцы госэти — но маи и адзума асоби. Они не связаны непосредственно с синтоистским культом, но исполняются во время храмовых праздников. Неск. видоизменёнными сохранились и ритуальные песни и танцы таасоби, связанные с синтоистским богослужением по случаю посадки риса. Обрядам при посадке риса придавалось очень большое значение, и танцы таасоби широко исполнялись по всей Японии. Первое упоминание о них в письменном памятнике относится к 671. Танцы-молитвы окина и самбасо, изображающие ритуал очищения, донесены до 20 в. и исполняются в торжественных случаях на сценах театров ноо, кабуки и бунраку.
В 7 в. началось проникновение театр. и танц. искусства с материка. Первым видом такого искусства, засвидетельствованным историч. хрониками, но не сохранившимся, была танцевальная пантомима гигаку. В гигаку прослеживались элементы искусства азиатского средневековья, возникшего на почве иранской, индийской и среднеазиатской культур и соединившегося с театр. искусством Китая, Индокитая и Кореи.
Следующее заимствование с материка относится к 8 в. Это танцы бугаку, окончательно оформившиеся к 10 в. и сохранившиеся (в старинной форме) до 20 в. Искусство бугаку оказало огромное влияние на формирование всего японского театра. Отдельные его элементы легли в основу национальной музыки и хореографии.
Кроме бугаку, ставшего искусством аристократии, в сер. 8 в. в Японию было завезено и простонародное театральное искусство сангаку, включавшее разл. (простейшие) виды массового искусства: комич. мимич. сцены, сценки и рассказы, нар. песни и танцы, акробатика, фокусы, жонглирование, выступления кукольников и др. Из представлений сангаку к нач. 11 в. развилось искусство саругаку. Участники этих представлений были из низших слоев общества. Они выступали во время религ. праздников, когда толпы верующих стекались в храмы. Саругаку быстро приобрело большую популярность. К кон. 12 в. появилось много проф. трупп, которым покровительствовали крупные храмы и монастыри; представления устраивались на территории храмов во время религ. праздников с целью привлечения верующих.
Наиболее богатые монастыри и храмы имели собственные труппы саругаку. Искусство саругаку вобрало в себя придворные ритуальные и сельские песни и танцы. Возникла особая форма театр. зрелища, опирающаяся на пение и танец, — саругаку — ноо. Параллельно развивалось искусство, основанное на песнях и танцах сельской местности, — дэнгаку — ноо. К кон. 14 в. оба вида соединились, и на их основе усилиями двух выдающихся театр. деятелей Японии того времени Канъами и Дзэами был создан театр ноо. В искусство ноо вошло всё лучшее из саругаку, отдельные элементы ритуального танца дэнгаку и танцев кусэмаи, распространённых в нач. 14 в. Военная аристократия, оттеснившая придворную, тяготела к развитию новой формы театр. искусства, отвечавшей её вкусам и требованиям. В 15 в. завершилось формирование муз.-танц. драмы ноо. Хореография этого театра, впитавшая элементы религ. и нар. танцев предшествующих поколений, стала основой классич. школы япон. танца.
К кон. 16 в. в Японии распространились разнообразные нар. танцы, носившие общее назв. фурю-одори (фурю — букв. вкус, элегантность). Фурю-одори исполнялись в нарядных одеждах на храмовых праздниках. Эти танцы, весёлые по характеру и подвижные по форме, резко отличались от аристократич. танцев ноо. В них участвовали богатые горожане, торговцы и ремесленники. Затем появились бродячие труппы, состоявшие преим. из женщин, исполнявших танцы, не связанные с торжествами. Отсюда возникло искусство кабуки, которое объединяют с именем Окуни, жрицы синтоистского храма в Идзумо, ставшей затем руководителем одной из таких бродячих трупп. Её приезд в Киото в 1603 и исполнение религ. и нар. танцев для широкой публики считается первым представлением кабуки. Слово «кабуки» означало в то время склонность к необычному. Поэтому, когда Окуни в ярком костюме исполнила перед публикой один из самых смелых танцев фурю — нэмбуцу-одори, состоящий из неожиданных, подчас нескромных движений, его назвали кабуки. Танец кабуки прошёл неск. стадий развития, в результате которых, изменившись и соединившись с хореографией ноо, превратился в одну из составных частей театра кабуки. Я. к. т. наиболее полно представлен в т. н. буё-гэки (танцевальных пьесах), где сюжет раскрывается средствами танца.
Слово «буё» состоит из двух элементов, передающих специфику Я. к. т.: «бу» — это маи, т. е. танец, в котором преобладают движения рук, а ноги малоподвижны. Почти все древние религ. танцы в Японии были маи, большая часть танцев ноо также относится к маи. Обычно такие танцы исполняются под спокойную музыку; «ё» — это одори, динамич. танец, осн. на движениях ног, руки в нём участвуют, но не несут основной нагрузки. Я. к. т. буё получил развитие и распространение вне рамок театров ноо и кабуки. Образовалось неск. танц. школ (буё рюха), возглавляемых выдающимися балетмейстерами. Среди них наиболее известны: Сигаяма, Накамура, Фудзима, Нисикава, Ханаяги и др.
Все танцы буё сопровождаются музыкой с текстом, этот текст изображается пластически. Исключение составляет бугаку, в котором текста вообще не было или он не сохранился. В отличие от зап.-европ. танца, в Я. к. т. выразительность тела не фиксируется исполнителем. Танцовщик почти не показывает ног и рук: изящество танцу придают колышущиеся рукава и подол кимоно. Особое внимание уделяется искусному использованию костюма и реквизита. Почти во всех Я. к. т. при исполнении обыгрывается какой-нибудь предмет в руках танцовщика: веер, полотенце, барабанчик, ветка, посох и др.
Техника Я. к. т. постепенно совершенствовалась, тяготея к оживлению темпа. В нач. 20 в. мастера буё создали танцы, отражающие новое время. Существенным стимулом для развития Я. к. т. были выступления зап.-европ. балетных групп, гастролировавших в Японии в 20-е гг. Япон. танцы, созданные в этот период, имели неск. иной характер и, в отличие от Я. к. т. буё, называются синбуё (новые традиц. танцы). Однако синбуё не являются подражанием зап. танцу, они основаны на япон. танц. лексике, и только несколько изменён их темп и характер. Делаются попытки создания новых сценич. национальных танцев, отделённых от песенного сопровождения. Среди создателей синбуё наиболее известны Фудзима Сидзуэ, Ханаяги Кинноскэ, Ханаяги Токубэй, Ханаяги Суми и др.
Большое значение для япон. хореографии имели выступления в Японии А. П. Павловой (1922) и труппы «Денишоун» (1929), что послужило толчком для развития в Японии искусства европ. балета. Первые его представители получили образование за границей. Среди них — балетм. Комаки Масахидэ, танцовщицы Каитани Яоко, Мацуяма Микико и Тани Момоко — в дальнейшем организаторы и руководители балетных трупп: «Комаки барэдан», «Каитани барэдан», «Мацуяма барэдан», «Тани Момоко барэдан», в репертуаре которых — произв. рус. и зап.-европ. балетной классики.
В 1958 была основана Японская балетная ассоциация («Нихон барэ кёкай»), объединившая ведущих деятелей балета страны. Она осуществляет постановки балетов, привлекая артистов из разл. входящих в неё трупп. Ставятся в основном балеты из классич. европ. репертуара. В 1960 в Токио под руководством сов. балетмейстеров была организована Балетная школа им. П. И. Чайковского. За четыре года школа подготовила группу танцовщиков, которые стали ядром новой балетной труппы Токио балет им. П. И. Чайковского, сформированной в 1964. Труппа регулярно показывает балетные спектакли в Токио и провинции, выезжает на гастроли в др. страны (в 1966, 1970 и 1979 труппа была в СССР). В репертуаре, кроме балетной классики, — спектакли, созданные на материале япон. хореографии. Известность получил балет «Маримо», пост. сов. хореографами по мотивам япон. нар. преданий. Балет «Времена года Японии» (балетм. Асука Риё) основан на японских народных танцах. Появление этих балетов — свидетельство благотворного влияния сов. балетной школы на развитие япон. хореографии.
Прогресс балетного искусства в Японии был отмечен на Междунар. конкурсах артистов балета в Москве, на которых япон. танцовщики награждались премиями, а также на Междунар. фестивале танца в Париже.
Литература: Гундзи М., Японский театр Кабуки, пер. с япон., М., 1969; Театр и драматургия Японии, М., 1965; Ацуми Сэйтаро, Кабуки буа, Токио, 1957; Гэйно дзитэн (Словарь театральный), Токио, 1961; Gunji Masakatsu, Buyo; the classical dance, N.Y., [1970].
Л. Д. Гришелёва
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.