Танеев Сергей Иванович (13 (25) XI 1856, Владимир — 6 (19) VI 1915, Дюдьково, близ Звенигорода Московской обл.; похоронен в Москве) — русский композитор, педагог, пианист, ученый, музыкально-общественный деятель.
Род. в дворянской семье. Отец — Иван Ильич Т. был магистром словесности, музыкантом-любителем, автором неск. лит. произведений и муз. пьес. С 5 лет Т. обучался игре на фп. В 1866 поступил в открывшуюся в том же году Моск. консерваторию, к-рую окончил в 1875 по классам фп. у Н. Г. Рубинштейна и композиции у П. И. Чайковского (с золотой медалью). Соч. консерваторских лет (в т. ч. 1-я симфония e-moll, 1874) отмечены большим влиянием Чайковского, но уже в них ясны черты индивидуального композиторского стиля Т. Расширению кругозора Т. способствовали поездки за границу (1875, 1876-77, 1880), в т. ч. длит. пребывание в Париже, где он знакомился с живописью импрессионистов, общался с И. С. Тургеневым, Г. Флобером, Э. Золя, Ш. Гуно, К. Сен-Сансом и др.
В 1878 началась многолетняя работа Т. в Моск. консерватории, где он преподавал муз.-теоретич. предметы (гармония, инструментовка, с 1881 профессор); в 1881-88 вел также класс фп. В 1883 Т. вошел в состав Комитета профессоров по управлению консерваторией, в 1885-89 был её директором. В 1883-88 вел класс свободного сочинения (композиции), позже (до 1905) — спец. теоретич. курсы: контрапункт и фуга (полифония), муз. форма (с 1897). Т. разработал уч. программы курсов гармонии, инструментовки, полифонии, муз. формы и композиции. В 80-х гг. приступил к исследованию контрапункта строгого стиля (посв. этой работе мн. годы). Большое внимание Т. уделял изучению нар. муз. творчества: записал от А. А. Гатцука и обработал 27 укр. песен; совершил путешествие в Сванетию (летом 1885), где сделал записи песен и инстр. наигрышей народов Сев. Кавказа. Статья Т. «О музыке горских татар» (1885), написанная на основе личных наблюдений, — первое историко-теоретич. исследование фольклора Кавказа. Среди соч. 80-х гг. выделяется кантата «Иоанн Дамаскин» (сл. из одноим. поэмы А. К. Толстого; посв. памяти Н. Г. Рубинштейна, 1884). В эти же годы Т. выступил первым исполнителем всех крупных фп. соч. Чайковского, с к-рым его связывала многолетняя дружба. После смерти Чайковского Т. завершил, оркестровал, отредактировал и исполнил ряд его произведений. Большое значение для Т. имело сближение с Л. Н. Толстым и его окружением (лето 1895 и 1896 Т. провёл в Ясной Поляне, в следующие годы неоднократно бывал здесь и в моск. доме Толстых). Произв. 90-х гг. — опера «Орестея» (замысел относится к 1882, активный период работы 1887-94), симфония c-moll (1896-98, хронологически 4-я, по изданию 1-я) знаменовали полную зрелость композиторского творчества Т.
К сер. 90-х гг. складываются дружеств. отношения Т. с музыкантами петербургской школы. Н. А. Римский-Корсаков высоко оценил музыку оперы «Орестея» и симфонии c-moll, дирижировал за рубежом рядом соч. Т., посвятил ему кантату «Свитезянка» (1897); Т. в свою очередь посвятил Римскому-Корсакову 1-й струн. квинтет (в финале использованы 2 темы из «Садко»). Творч. интересы и личные симпатии связывали Т. с А. К. Глазуновым. Под упр. Глазунова впервые была исполнена посв. ему симфония c-moll; Глазунов отмечал глубокое положит. влияние на него эстетич. взглядов, творч. и науч. установок Т., назвал его «мировым учителем»; он посв. Т. свою 5-ю симфонию (1895). Немаловажным для Т. было знакомство и сближение с М. П. Беляевым: начиная со 2-го струн. квартета ор. 5 до фп. квинтета ор. 20 соч. Т. издавались фирмой Беляева; мн. произв. Т. были исполнены (зачастую впервые) в «Русских симфонических концертах », «Русских квартетных вечерах» и на собраниях Петербургского общества камерной музыки, к деятельности к-рых имел непосредств. отношение Беляев (нек-рые концерты целиком посв. творчеству Т.).
Прогрессивные обществ. позиции Т. ярко проявились в период Революции 1905-07. Он первым подписал декларацию передовых музыкантов Москвы с требованиями коренных обществ.-политич. реформ, свободы творчества (газ. «Наши дни», 1905, 3 февраля). Т. откликнулся открытым письмом в газ. «Русь» на увольнение из Петерб. консерватории Римского-Корсакова, поддержавшего бастовавших учащихся. В 1905 обострились отношения Т. с директором Моск. консерватории В. И. Сафоновым и руководством Рус. муз. об-ва (разногласия носили принципиальный характер и были связаны с содержанием и формами обучения в консерватории, с имевшими место нарушениями законности, а также противоположностью позиций в оценке студенч. движения). Это привело к демонстративному уходу Т. из консерватории. Римский-Корсаков и А. К. Лядов выразили через газету сочувствие Т., а также восхищение его талантом как музыканта и педагога. Несмотря на просьбы профессоров и учащихся, Т. не вернулся в консерваторию, однако продолжал заниматься с учениками частным образом (всегда безвозмездно). Т. остался в центре муз. жизни Москвы: был одним из основателей и педагогов Нар. консерватории (1906), учредителей и активных членов об-ва «Музыкально-теоретическая библиотека» (1908), участвовал в работе Музыкально- этнографической комиссии, был постоянным консультантом Московской симфонической капеллы, Кружка любителей русской музыки, «Музыкальных выставок» и др. конц. орг-ций и коллективов. Интенсивно творчество последнего десятилетия жизни Т. В эти годы создано одно из крупнейших его произв. — «По прочтении псалма» (1912-14). В 1909 вышел в свет капитальный труд Т. — «Подвижной контрапункт строгого письма» (посв. памяти Г. А. Лароша). Вновь активизировалась также деятельность Т. как пианиста. Он концертировал (исполнял фп. партии в своих камерных ансамблях) в Москве, Петербурге, а также с «Чешским квартетом» — в городах Австрии, Германии и Чехии (1908, 1911). Посетив во время конц. поездки Зальцбург и изучив рукописные материалы Дома-музея В. А. Моцарта, Т. написал статью «Содержание тетради собственноручных упражнений Моцарта в строгом контрапункте» (1914). С кон. 90-х гг. Т. работал над «Учением о каноне» (эта работа, как и нек-рые др., осталась незавершённой).
Т. — один из крупнейших рус. композиторов кон. 19 — нач. 20 вв. В его музыке нашли претворение традиции М. И. Глинки, Чайковского, а также И. С. Баха, композиторов венской классической школы — Моцарта и особенно Л. Бетховена. В то же время творчество Т. по тематике, жанрам, особенностям муз. языка предвосхитило существ. тенденции в муз. иск-ве 20 в.
Для Т. характерно единство идейно-эстетич. воззрений и творческой практики. Историзм художеств. сознания, мысль о включённости рус. иск-ва в мировую культуру привели его к идее «русской полифонии» (необходимость для рус. музыки пройти этап контрапунктич. развития, т. е. обработки по правилам строгого стиля нац. материала — нар. песен, культовых песнопений). Эта идея нашла воплощение в таких произв., как «Нидерландская фантазия на русскую тему» для вок. ансамбля (1880, посв. Ларошу, муз.-историч. концепции к-рого оказали влияние на Т.), «Увертюра на русскую тему» для оркестра (1882) и др. Выполнение подобных экспериментальных работ способствовало обогащению мастерства Т., выработке широкого мело-дич. стиля, идущего от рус. нар. мелоса. Высоких художеств. результатов достиг он в кантате «Иоанн Дамаскин».
В творчестве Т. ведущим становится проблемно-философское начало: «ряд его произведений находится на грани интеллектуального становления музыки как философии» (Б. В. Асафьев). На протяжении мн. лет он питал интерес к трудам Б. Спинозы и испытал известное влияние его философии.
В музыке Т. богатый духовный мир человека, драматизм переживаний отражаются обобщённо, в сдержанных тонах (особое значение приобретают медленные части циклов — adagio). T. избегал бурных, непосредств. эмоциональных порывов (отсюда известный аскетизм муз. языка). Осн. идеи ряда соч. крупных форм (обеих кантат, оперы «Орестея», хора «Восход солнца», 6-го струн. квартета, фп. квартета, фп. квинтета и др.) — апофеоз света, торжество разума, утверждение добра и справедливости. В жанрах, связанных со словом, эта идея конкретизируется в моральном, этическом плане. Такая направленность творчества перекликается с нравств. исканиями в рус. лит-ре того времени. Существенной и актуальной для отечеств. муз. культуры была органичная ассимиляция Т. классич. стиля. Струн. ансамбли нач. 80-х гг., в к-рых Т. ориентировался на стиль венских классиков, обогатили интонац. базу его музыки. Как и для ряда композиторов 2-й пол. 19 — нач. 20 вв. (И. Брамс, С. Франк, позже В. д’Энди, М. Регер), для Т. характерно сочетание стилевых черт романтизма и классицизма. Возрождение Т. классич. традиции в рус. музыке, как справедливо отмечал В. Г. Каратыгин, явилось продолжением и развитием одной из линий творч. наследия Глинки. Сам Т. видел источники дальнейшего прогресса иск-ва в нар. творчестве («прочно только то, что корнями своими гнездится в народе») и в лучших достижениях мировой культуры. Однако творчество Т. связано с муз. фольклором опосредованно, цитаты нар.-песенного материала в его соч. сравнительно редки (финал симфонии e-moll, «Увертюра на русскую тему» и др.). О связи с нар. музыкой свидетельствует проникновение куплетных форм в ряд его соч., гл. обр. хоровых («Иоанн Дамаскин», хоры a cappella).
Т. переосмыслил муз. содержание нек-рых жанров в рус. музыке. Он — первый рус. композитор, в творчестве к-рого камерно-инстр. произв. имеют ведущее, стилеобразующее значение. Им создано ок. 20 соч. этого жанра (трио, квартеты, квинтеты), среди к-рых до 1906 преобладали струн. квартеты, позже — ансамбли с фп. Лучшие ансамбли (струн. квартеты a-moll и B-dur, фп. квартет E-dur, фп. квинтет g-moll) с большой полнотой отражают идейно-муз. концепции Т. и являются вершинными достижениями камерно-инстр. жанра рус. музыки своего времени.
Широко представленные в наследии Т. хоры a cappella возродили на новой основе одну из коренных традиций отечеств. муз. культуры 17-18 вв., почти забытую во 2-й пол. 19 в. Для камерных вок. соч. Т. характерно уменьшение роли любовной лирики (в области тематики), большое внимание теме природы, ослабление жанрово-бытовых черт; в самом муз. языке — претворение закономерностей инстр. музыки; усиление значения фп. партии (начиная с ор. 26 Т. называл свои вок. пьесы «стихотворениями для голоса с фп.»).
В творчестве Т. берёт начало жанр лирико-философской кантаты в рус. музыке. Интерес композитора к нравственно-философской проблематике, к обобщающим концепциям нашёл выражение в кантатах «Иоанн Дамаскин» и «По прочтении псалма» (сл. А. С. Хомякова). Кантата «Иоанн Дамаскин» — одно из вдохновенных лирич. созданий Т. В её основу положен др.-рус. напев «Со святыми упокой». Глубина содержания, обращение к вечным темам жизни и смерти, гуманистич. их трактовка, художеств. достоинства (симфонизм, полифонич. мастерство) — таковы отличит. особенности этой кантаты, своего рода «русского реквиема». Во второй кантате нашли воплощение композиторские достижения Т. в области разл. исполнительских средств и жанров: симфоническом, хоровом, вок.-ансамблевом. Это монументальное произв. привлекает возвышенностью чувств, поэтичностью, мастерством (в частности, совершенством полифонич. письма — сложные формы хор. фуги).
Своё слово сказал Т. и в области оперного жанра. Его единств. опера-трилогия «Орестея» (либр. А. А. Венкстерна по Эсхилу) — уникальный в рус. муз. культуре опыт претворения антич. сюжета, воплощённого в величавых, пластически строгих муз. образах. В опере прослеживается традиция лирич. муз. трагедий К. В. Глюка, к-рая сочетается здесь с ораториальностью.
Сложные масштабные концепции композитор воплощал в крупных циклич. формах (прежде всего, сонатной). Осн. принципом объединения частей в произв. зрелого периода творчества служит монотематизм. Особое значение Т. придавал интонац. единству цикла — традиция, восходящая к классич. музыке и обогащённая опытом композиторов-романтиков, симфонизма Чайковского. Впервые с художеств. убедительностью и полнотой этот муз.-драматургич. принцип воплощён в симфонии c-moll — монументальном произв. философского плана, проникнутом драм. пафосом. В этой симфонии, являющейся вершиной симф. творчества Т., получают законченное выражение характерные для композитора методы трактовки крупной инстр. формы (приёмы монотематич. объединения всего произв., а также разл. разделов внутри каждой части; непрерывность развития, достигаемая за счёт насыщения муз. ткани полифонич. элементами). На том же принципе монотематизма осн. камерно-инстр. ансамбли ор. 11, 13, 14, 16, 19, 20, 30, «Концертная сюита» для скрипки с оркестром, обе кантаты и др.
В произв. Т. особое значение приобрела полифония как метод развития муз. материала, как мощное формообразующее средство. Обращение Т. к полифонии всегда обусловлено художеств. задачей. Полифонич. формы в его произв. сочетаются с вариационностью (пример вариац. трактовки вертикально-подвижного контрапункта — 1-я часть кантаты «Иоанн Дамаскин»).
Особое значение приобрела у него фуга, к-рая встречается как самостоят. произв. или часть цикла (Прелюдия и фуга для фп. ор. 29; финал кантаты «Иоанн Дамаскин»; No 3, 4, 9 из кантаты «По прочтении псалма»), в составе сонатной формы (финалы квинтета ор. 16, квартета ор. 20 и др.) или вариационных циклов (квинтет ор. 14, «Концертная сюита» для скрипки с оркестром и др.; Largo из квинтета — полифонич. вариации). В соч. Т. большое место занимает контрастная полифония. Из рус. композиторов только Т. обращался к самым сложным полифонич. формам (двойные, тройные фуги и т. п.).
Тематизм Т., питаясь из разл. источников, органически их синтезирует: лаконичные темы-тезисы баховского типа, широкое мелодич. развитие, близкое Чайковскому; мелодика Т. вобрала также интонации бытовой музыки. Для муз. тем зрелого периода творчества характерны потенциальная способность к развитию и полифонич. сочетанию с др. темами этого же произв., «инструментальность», насыщенность напряжённо звучащими интервалами (тритон, ум. терция, ум. септима), протяжённость, свобода от квадратности (что часто связано с полифонич. развитием). Фактура произв. складывается из сплетения самостоят. мелодич. голосов, образующих единое целое.
Гармония для Т. — это не заранее обдуманная последовательность аккордов, а результат созвучия, переплетения неск. мелодич. линий. Гармонич. язык Т. впитал достижения позднего муз. романтизма. Особое значение имеют логика тонального развития, убедительность модуляц. планов.
Творчество Т. отличается глубиной и содержательностью, мастерством тематич. и полифонич. развития, стройностью и законченностью формы. Однако чрезмерное увлечение сложными полифонич. комбинациями, преклонение перед «чистыми» законами муз. логики приводили в ряде произв. к рассудочности, рационализму. Музыка Т. не обладает широкой доступностью. Печать сдержанного интеллектуализма, лежащая на нек-рых его соч., подчас затрудняет их восприятие.
Как учёный Т. внёс огромный вклад в развитие муз. теории. Своё внимание он сосредоточил на изучении строгого стиля. В области муз. теории его достижения имеют мировое значение. «Подвижной контрапункт строгого письма» (1889-1906, изд. 1909) — новаторское исследование, с исчерпывающей полнотой раскрывающее виды подвижного контрапункта. В теоретич. музыковедении впервые были приведены в стройную систему принципы вертикально-, горизонтально- и вдвойне-подвижного контрапункта; Т. ввёл важнейшее определение показателя вертикального передвижения. «Учение о каноне» (кон. 90-х — 1915) — это продолжение теории подвижного контрапункта, созданной Т. Для Т. характерен целостный подход к муз. произв., он выявляет связь между муз. тематизмом и формой, формообразующее значение полифонии, гармонии (теория модуляц. плана).
Т. — один из крупнейших пианистов своего времени. Его репертуар свидетельствует о просветит. направленности исполнит. деятельности: отсутствие виртуозных пьес «салонного» типа (для 70-80-х гг. это не типичное явление), исполнение (часто впервые) вы-сокохудожеств. произв. (Т. был одним из лучших интерпретаторов 4-го концерта для фп. с оркестром и сонат Бетховена), пропаганда новых соч. рус. композиторов, прежде всего Чайковского, а также А. С. Аренского. В игре Т. современники отмечали высокую содержательность, глубокое проникновение в авторский замысел, раскрытие стиля и муз. закономерностей произв., яркий темперамент, технич. совершенство. Т. был выдающимся ансамблистом, выступал с Л. С. Ауэром, Г. Венявским, А. В. Вержбиловичем, А. Зенкра, исполняя фп. партии в соч. Бетховена, Чайковского, а также собственных. Иногда он играл в фп. дуэтах с А. И. Зилоти, П. А. Пабстом (это — один из первых значит. ансамблей такого рода в России). Т. концертировал сравнительно редко, особенно в последние годы жизни, но его выступления всегда вызывали большой художеств. резонанс. Артистич. опыт Т. имел особое значение для сложившейся впоследствии традиции исполнения фп. соч. Чайковского.
В области фп. педагогики Т. был непосредств. преемником и продолжателем Н. Г. Рубинштейна. Среди учеников Т. — А. Н. Корещенко, Н. М. Мазурина, М. И. Унтилова. Роль его в формировании моск. пианистич. школы не исчерпывается преподават. деятельностью. Велико было воздействие пианизма Т. на обучавшихся в его теоретич. классах композиторов, на создававшиеся ими фп. сочинения.
Т. внёс ценный вклад в дело проф. муз. образования. Его педагогич. деятельность имела два осн. направления: преподавание обязат. теоретич. предметов у исполнителей и воспитание в муз.-теоретич. классах композиторов. Опираясь на педагогич. опыт Чайковского, он обогатил содержание и методику курсов гармонии и инструментовки. В классе сочинения, добиваясь от ученика прочного владения композиторской техникой, Т. в то же время не сковывал его индивидуальности. Основополагающей установкой Т. было требование высокого уровня муз.-теоретич. подготовки учащихся всех специальностей. Ценнейший вклад внёс Т. в методику преподавания курсов контрапункта и фуги (полифонии) и муз. формы, где его достижения как педагога и учёного неразрывны. Т. обеспечил теоретич. курсы научно-методич. пособиями, проделал важную работу по установлению наиболее целесообразного соотношения и последовательности предметов муз.-теоретич. цикла и композиции. Т. связывал овладение муз.-теоретич. дисциплинами с уровнем композиторского мастерства. Мастерство «получило у него значение, превышающее границы узко-ремесленно-технической работы (...) и содержало в себе, наряду с практическими данными о том, как воплощать и строить музыку, логические исследования элементов музыки как мышления» (Б. В. Асафьев). Т. создал композиторскую школу, а также воспитал мн. музыковедов, дирижёров, педагогов. Среди его уч-ков — С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, Н. К. Метнер, С. М. Ляпунов, З. П. Палиашвили, Р. М. Глиэр, С. Н. Василенко, А. Н. Александров, К. С. Сараджев, И. А. Сац, В. А. Булычев, Г. Э. Конюс, Б. Л. Яворский, Ю. Д. Энгель, Н. М. Ладухин.
Будучи директором Моск. консерватории, Т. ставил и решал важнейшие задачи муз. образования. Его многообразная педагогич. деятельность способствовала росту рус. муз. культуры.
В целом творчество Т. — важный этап в истории рус. музыки. Многие черты муз. мышления и стиля Т. были развиты не только его учениками, но нашли претворение в творчестве композиторов последующих десятилетий — Н. Я. Мясковского, В. Я. Шебалина, Д. Д. Шостаковича.
Основные даты жизни и деятельности
1856 — 13 XI. В г. Владимире в семье чиновника Губернской палаты Ивана Ильича Т. и его жены Варвары Павловны (урожд. Протопоповой) род. младший сын Сергей.
1861 — Занятия игрой на фп. под рук. М. А. Миропольской (позже — В. И. Полянской).
1864 или 1865 — Переезд семьи в Москву. 1866. — IX. Поступление в только что открывшуюся Моск. консерваторию; занятия на младшем отделении (до 1869; классы фп., элементарной теории и сольфеджио) у Э. Л. Лангера. 1869-75. Занятия в классах гармонии — у П. И. Чайковского, фп. — у Н. Г. Рубинштейна, контрапункта, фуги и формы — у Н. А. Губерта, инструментовки и свободного сочинения — у П. И. Чайковского.
1874 — Первое публичное выступление как пианиста на муз. вечере в доме кн. Голицына.
1875 — 17 I. Исп. Т. 1-го концерта для фп. с оркестром Брамса (впервые в России; дир. Н. Г. Рубинштейн). — 19 1. Рецензия Чайковского в газ. «Русские ведомости» (высокая оценка игры Т.) — Окончание Моск. консерватории (с золотой медалью) по классам фп. и композиции (выпускная работа по композиции — увертюра d-moll для оркестра). — VI-VII. Первая поездка за границу (Греция, Италия, Франция, Швейцария) совм. с Н. Г. Рубинштейном. — 21 XI. Исп. Т. 1-го концерта для фп. с оркестром Чайковского (впервые в Москве; дир. Н. Г. Рубинштейн). — 30 XI. Рецензия Чайковского в газ. «Русские ведомости» (высокая оценка).
1875-76 — Конц. выступления Т. в ряде городов России (сольные и в ансамбле с Л. С. Ауэром). — Знакомство и встречи с А. Г. Рубинштейном, Н. А. Римским-Корсаковым, А. П. Бородиным, Ц. А. Кюи и др. петерб. музыкантами.
1876 — Лето. Пребывание в с. Селище Орловской губ. в семье Масловых, в доме к-рых собиралось высокообразованное общество; участие (до 90-х гг.) в рукописном юмористич. журн. «Захолустье», выпускаемом Масловыми (помещены романсы, вок. ансамбли, фп. пьесы).
1876 X — 1877 VI — Пребывание в Париже. Общение с И. С. Тургеневым, M. E. Салтыковым-Щедриным, Ш. Гуно, К. Сен-Сансом, С. Франком, Г. Форе, В. д’Энди, Г. Флобером, Э. Золя, И. Тэном, П. Виардо-Гарсиа и др.
1877 — Замысел оперы «Ефраим» (либр. К. С. Шиловского, материалы не сохранились).
1877-78 — Конц. выступления Т. (сольные, с оркестром под упр. Н. Г. Рубинштейна, в ансамбле с Г. Венявским) в Москве и Риге.
1878 — III. Сольные концерты Т. (в программе произв. И. С. Баха, Л. Бетховена, Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Листа) в Риге, Митаве (ныне Елгава), Дерпте (ныне Тарту). — X. Начало педагогич. работы в Моск. консерватории (классы гармонии, инструментовки). — 21 XII. Первое публичное исп. соч. Т. (хор «Венеция ночью») в концерте Рус. хор. об-ва в Москве.
1879 — Участие в подготовке первого исп. оперы «Евгений Онегин» силами учащихся Моск. консерватории.
1880 — 8 VI. Исп. на торжествах по случаю открытия памятника А. С. Пушкину в Москве кантаты Т. «Я памятник себе воздвиг» — VI-VIII. Пребывание во Франции.
1881 — 30 V. Избрание Т. на должность профессора Моск. консерватории (класс фп., до 1888). — 7 XI. Выступление Т. в симф. концерте под упр. А. Г. Рубинштейна (4-й концерт Бетховена). — Выход в свет первых изданных соч. Т. — 3 хоров для муж. голосов.
1882 — 18 V. Первое исп. Т. 2-го концерта для фп. с оркестром Чайковского (дир. А. Г. Рубинштейн, Москва) — 13 VI. Первое исп. «Увертюры на русскую тему» Т. (под упр. автора, Москва). — X-XI. Участие в первом исп. в Москве и Петербурге трио «Памяти великого художника» Чайковского.
1883 — II. Избрание Т. в состав Комитета профессоров по управлению консерваторией (до 1885).
1884 — 11 III. Первое исп. кантаты «Иоанн Дамаскин» (под упр. автора, в концерте, посв. памяти Н. Г. Рубинштейна). — Замысел оперы «Овечий источник» (по драме Лопе де Вега; сохранилось либр.).
1885 — 26 I. Первое исп. 3-й симфонии d-moll (под упр. автора) — V. Исп. Т. на торжествах по случаю открытия памятника М. И. Глинке в Смоленске «Русской фантазии» для фп. с оркестром Направника (дир. М. А. Балакирев). — Знакомство в Смоленске с А. К. Глазуновым. — 30 V. Избрание Т. на пост директора Моск. консерватории. — VII-VIII. Участие Т. (совм. с И. И. Иванюковым и M. M. Ковалевским) в экспедиции в Сванетию (сделаны записи и описания песен и инстр. наигрышей народов Кавказа). — XII. Выступления Т. в камерных концертах с А. Зенкра, Л. С. Ауэром, К. Ю. Давыдовым (Москва).
1886 — Исп. учащимися Моск. консерватории под упр. Т. ораторий Г. Ф. Генделя «Самсон» (5 III) и «Израиль в Египте» (7 XII).
1887 — 4 и 6 XII. Исп. учащимися консерватории под упр. Т. 1-го акта оперы «Дон Жуан». — Начало систематич. работы над оперой «Орестея».
1888 — 6, 8, 12 IV. Исп. учащимися консерватории под упр. Т. оперы «Свадьба Фигаро».
1889 — 30 V. Отказ от должности директора Моск. консерватории. — Осень. Начало систематич. работы над трудом «Подвижной контрапункт строгого письма». — 15 X. Избрание Т. действит. чл. Об-ва любителей естествознания, антропологии и этнографии. — 28 X. Первое исп. увертюры «Орестея» (под упр. Чайковского).
1890 — 11 II. Исп. А. И. Зилоти и Т. концерта для 2 фп. Es-dur Моцарта с каденциями Т. (дир. В. И. Сафонов, Москва). — 10 III. Исп. Т. 5-го концерта для фп. с оркестром Бетховена (дир. M. M. Ипполитов-Иванов, Москва).
1891— 30 XI. Исп. Т. 25-го концерта для фп. с оркестром C-dur Моцарта (впервые в России, дир. Сафонов).
1893 — III. Показ руководству Мариинского т-ра, в т. ч. Э. Ф. Направнику, оперы «Орестея». — 25 X. Смерть П. И. Чайковского. — XII. Инструментовка дуэта «Ромео и Джульетта» Чайковского.
1895 — 7 I. Первое исп. Т. 3-го концерта для фп. с оркестром Чайковского (дир. Направник, Петербург) — Лето. Пребывание в Ясной Поляне у Л. Н. Толстого, знакомство с А. П. Чеховым, худ. Н. А. Касаткиным. — 17 X. Премьера оперы «Орестея» (Мариинский т-р, Петербург).
1896 — 8 II. Первое исп. Т. Andante и финала для фп. с оркестром Чайковского (инструментованы Т.; дир. Ф. М. Блумен-фельд, Петербург). — Лето. Пребывание с няней П. В. Чижовой в Ясной Поляне. — Начало изд. соч. Т. изд-вом М. П. Беляева (2-й струн. квартет).
1897 — IX. Начало деятельности Т. в комиссии нар. музыки при Об-ве любителей естествознания, антропологии и этнографии. — 11. X. Исполнение Чешским квартетом в Москве 2-го струн. квартета.
1898 — 21 III. Первое исп. 4-й симфонии (по изданию — 1-я; дир. Глазунов, Петербург).
1898-1902 — Исп. ряда произв. Т. за рубежом (увертюры «Орестея» — в Бирмингеме, антракта из"Орестеи" — в Брюсселе, 1-го струн. квартета — в Гейдельберге, хора «Восход солнца», 2-го струн. квартета — в Нью-Йорке).
1900 — IX-X. Первое исполнение Чешским квартетом 4-го струн. квартета (Рига-Берлин).
1903 — IX. Поездка в Германию, встречи с А. Никишем.
1904 — IX. Исп. 4-й симфонии в Нью-Йорке. — Замысел оперы «Портрет» по Н. В. Гоголю (материалы не сохранились).
1905 — 11 I. Подписание Т. декларации передовых музыкантов Москвы с требованием демократич. свобод. — 16 I. Исп. Т. «Концертной фантазии» для фп. с оркестром Чайковского (дир. С. В. Рахманинов, Москва). — 3 IX. Уход Т. из Моск. консерватории. — Обращение художеств. совета консерватории к Т. с просьбой вернуться. — 18 X. Написание Т. приветствия музыкантов деятелям революции (первым подписался под ним). — 15 XI. Избрание Т. почётным чл. Моск. филармонич. об-ва. — Присуждение Т. Глинкинской пр. за увертюру «Орестея».
1906 — Весна. Участие Т. в организации Нар. консерватории. — Присуждение Т. Глинкинской пр. за 4-ю симфонию c-moll.
1907 — 8 и 14 XI. Первое исп. фп. квартета (с участием автора; Москва и Петербург). — Присуждение Т. Глинкинской пр. за фп. квартет.
1908 — II III. Конц. выступления Т. в Ярославле, Харькове, Казани. — 9 IV. Избрание Т. почётным чл. Петерб. об-ва камерной музыки. — 26 XI — 14 XII. Концерты в Берлине, Вене, Праге, посв. камерно-инстр. творчеству Т. (Чешский квартет и автор). — Участие Т. в организации об-ва «Муз.-теоретич. библиотека». — Присуждение Т. Глинкинской пр. за фп. трио.
1909 — 12 XI. Избрание Т. почётным чл. Петерб. отделения Рус. муз. об-ва.
1910 — Присуждение Т. Глинкинской пр. за «Концертную сюиту» для скрипки с оркестром.
1911 — XI-XII. Исполнение фп. квинтета в Берлине, Дюссельдорфе, Франкфурте-на-Майне, Лейпциге и др. (в осн. с участием автора). — Исп. ряда произв. Т. в Праге. — XII. Пребывание Т. в Зальцбурге, изучение материалов Дома-музея Моцарта.
1912 — 13 X. Избрание Т. почётным чл. об-ва «Муз.-теоретич. библиотека». — Включение Т. в состав комиссии по подготовке издания Собр. критич. статей Г. А. Лароша. — Присуждение Т. Глинкинской пр. за фп. квинтет.
1913 — 27 I. Избрание Т. почётным чл. Моск. отделения Рус. муз. об-ва. — 18, 19 и 21 XI. Цикл концертов, посв. камерно-инстр. творчеству Т. (организован Кусевицким, Москва).
1914 — 20 IV. Концерт Об-ва камерной музыки, посв. творчеству Т.
1915 — 24 I. Исп. 4-й симфонии в концерте Рус. муз. об-ва (дир. Глазунов, Петроград) — 26 I. Последнее выступление Т. (концерт Об-ва распространения камерной музыки, посв. творчеству Т.; исп. фп. трио, фп. квинтет, а также романсы). — Первое исп. кантаты «По прочтении псалма» (дир. Кусевицкий) в Петрограде (11 III) и Москве (1 IV). — 14 IV. Смерть А. Н. Скрябина, на похоронах к-рого Т. простудился. — 2 VI. Отъезд в Дюдьково в период временного улучшения здоровья. — 6 VI. Смерть Т. в Дюдьково. — 10 VI. Похороны на кладбище Донского монастыря в Москве (в 1937 останки Т. перенесены на Новодевичье кладбище).
Сочинения:
опера Орестея (без op., 1894, пост. 1895, Мариинский т-р, Петербург); кантаты — Слава Н. Г. Рубинштейну (сл. И. В. Самарина, для солистов, хора и орк., без op., 1874), Я памятник себе воздвиг (сл. А. С. Пушкина, для хора и орк., без op., 1880), Иоанн Дамаскин (сл. А. К. Толстого, для хора и орк., ор. 1, 1884), По прочтении псалма (сл. А. С. Хомякова, для солистов, хора и орк., ор. 36, 1915); для орк. — симфонии (1-я, e-moll, без op., 1874; 2-я, B-dur, без op., 1877-78, не оконч., завершена В. М. Блоком, 1974; 3-я, d-moll, без op., 1884; 4-я, c-moll, op. 12, 1898), увертюры (g-moll, без op., 1874; d-moll, без op., 1875; Увертюра на русскую тему, без op., 1882; Орестея, ор. 6, 1889), Adagio C-dur (без op., 1874); для инструмента с орк. — концерт для фп. Es-dur (1-я ч., без op., 1875-76, завершён П. А. Ламмом, 1957), Канцона для кларнета (со струн. орк., без op., 1883), Концертная сюита для скр. (ор. 28, 1909); камерно-инстр. ансамбли — соната для скр. и фп. a-moll (без op., 1911), трио (для скр., альта и влч. D-dur, без op., 1880, и h-moll, без op., 1913; для 2 скр. и альта, D-dur, op. 21, 1907; фортепьянное, D-dur, op. 22, 1908; для скр., альта и тенор-виолы, Es-dur, op. 31, 1911), струн. квартеты (Es-dur, без op., 1880; C-dur, без op., 1883; A-dur, без op., 1883; d-moll, без op., 1886, во 2-й ред.- 3-й, op. 7, 1896; 1-й, b-moll, op. 4, 1890; 2-й, C-dur, op. 5, 1895; 4-й, a-moll, op. 11, 1899; 5-й, A-dur, op. 13, 1903; 6-й, B-dur, op. 19, 1905; G-dur, без op., 1905), фп. квартет E-dur (op. 20, 1906), квинтеты (1-й струн. — для 2 скр., альта и 2 влч., G-dur, op. 14,1901; 2-й струн. — для 2 скр., 2 альтов и влч., C-dur, op. 16, 1904; фортепьянный, g-moll, op. 30, 1911), Andante для 2 флейт, 2 гобоев, 2 кларнетов, 2 фаготов и 2 валторн (без op., 1883); для фп. — соната Es-dur (1-я ч., без op., 1873-74), 5 скерцо (es-moll, d-moll, C-dur, F-dur, g-moll; без op., 1874-75), тема с вариациями c-moll (без op., 1874), 3 прелюдии (сохранилась 1-я, F-dur, 1891), Прелюдия и фуга gis-moll (op. 29, 1910); хoры a cappella (св. 40), в т. ч. 3 для муж. гол., сл. А. А. Фета, А. В. Кольцова (без op., 1877, 1880), Нидерландская фантазия (без op., 1880), Восход солнца и Из края в край (сл. Ф. И. Тютчева, ор. 8, 1897 и ор. 10, 1899), 2 на сл. А. С. Хомякова (ор. 15, 1900), 12 на сл. Я. П. Полонского (ор. 27, 1909), 16 на сл. К. Д. Бальмонта (ор. 35, 1913); камерно-вок. ансамбли с фп. (св. 10) — дуэты на сл. В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Тютчева, Фета, терцет (ор. 25, 1881, 2-я ред. 1908); камерно-вок. ансамбли a cappella (св. 10) — терцеты на сл. Г. Р. Державина, Пушкина, Тютчева; для голоса с фп. — 10 романсов на сл. П. Б. Шелли (в пер. К. Бальмонта), А. К. Толстого, Фета и др. (ор. 17, разные гг., изд. 1905), Иммортели (10 стихотворений из сб. переводов Эллиса, ор. 26, 1908), 4, 5 и 7 стихотворений, сл. Полонского (ор. 32, 33 и 34, 1911-1912), романсы (на сл. Жуковского, А. А. Курсинского, собственные); обр. нар. песен — русская и 27 украинских народных песен (запись и обработка, 1880-е гг.), 8 малорусских песен из собр. Н. А. Янчука (гармонизация, 1912); доработка, редакция, инструментовка, перелож. для фп. произв. др. авторов — 3-й концерт для фп. с орк. и Экспромт (доработка), Andante и финал для фп. с орк. и вок. дуэт Ромео и Джульетта (доработка и инструментовка), романсы (в т. ч. «Ни слова, о друг мой», «Страшная минута») и вок. ансамбли (инструментовка) Чайковского (1890-е гг.), баллада «Лесной царь...» и кантата «Гимн искусству» Аренского, балет «Щелкунчик» и опера «Иоланта» Чайковского и др. (клавираусцуги), перелож. для фп. в 4 руки симфоний — Аренского (1-я), Глазунова (5-я), Чайковского (4-я, 5-я).
Литературные сочинения:
О музыке горских татар, в очерке: Иванюков И. и Ковалевекий М., У подошвы Эльбруса, «Вестник Европы», 1886, кн. 1, то же, в сб.: Памяти Сергея Ивановича Танеева. 1856-1946, Сб. статей и материалов к 90-летию со дня рождения, под ред. Вл. Протопопова, М.-Л., 1947; Московская консерватория и её управление, «Русские ведомости», 1905, 4 марта; Назревшие вопросы наших консерваторий, «РМГ», 1905, No 11; По поводу постановления дирекции Имп. русского музыкального общества от 19 марта 1905 (об увольнении Н. А. Римского-Корсакова из Петербургской консерватории), «Русь», 1905, 11 апр.; (Заявление о выходе из состава профессоров Моск. консерватории), «Русские ведомости», 1905, 4 сент.; (Ответ на письмо профессоров и преподавателей Моск. консерватории), там же, 1905, 8 окт.; (Ответ на адрес учащихся Моск. консерватории), там же, 1905, 12 окт.; (Отказ от участия в концертах С. А. Кусевицкого), там же, 1910, 15 сент.; Подвижной контрапункт строгого письма, (Лейпциг, 1909), 2 под ред. С. С. Богатырёва, М., 1959; Из «Дневников» С. И. Танеева, в кн.: История русской музыки в исследованиях и материалах, т. 1, М., 1924 (за 1896 г.) и в сб.: Сергей Иванович Танеев. Личность, творчество и документы его жизни, М. -Л., 1925 (за 1895 г.); Содержание тетради собственноручных упражнений Моцарта в строгом контрапункте, в сб.: Памяти Сергея Ивановича Танеева..., М.-Л., 1947; (Анализ модуляций в сонатах Бетховена), в сб.: Русская книга о Бетховене, М., 1927, с. 191-204; Учение о каноне (кн. подготовлена и изд. В. М. Беляевым), М., 1929; Из консерваторских лекций, «СМ», 1953, No 1; Разбор начальных номеров h-moll’ной мессы Баха, в кн.: С. И. Танеев. Из научно-педагогического наследия, сост. и ред. Ф. Арзаманов и Л. Корабельникова, М., 1967; Тезисы лекции о двойной фуге, там же; Фрагмент из варианта Вступления к книге «Подвижной контрапункт строгого письма», там же; Учебные программы музыкально-теоретических курсов, там же; Отзыв о музыкальных инструментах А. А. Эрарского, в ст.: Корабельникова Л., Забытое имя, «МЖ», 1971, No 21.
Письма:
(Письма к Е. О. Гунсту), в ст.: Гунст Евг., Из воспоминаний и переписки с С. И. Танеевым, «Музыка», 1915, 31 окт., 21 ноября; Из письма С. И. Танеева к А. М. Авраамову, там же, 21 ноября; Чайковский М., Письма П. И. Чайковского и С. И. Танеева, М., (1916), то же в кн.: Чайковский П. И. и Танеев С. И. Письма, М., 1951; Неопубликованное письмо С. И. Танеева (к Л. В. Николаеву), «СМ», 1936, No 6; Письма С. И. Танеева к H. H. Амани, там же, 1940, No 7; Из писем к А. Н. Скрябину, в сб.: Александр Николаевич Скрябин. 1915-1940, М.-Л., 1940; Из архива К. Н. Игумнова. (Письмо к К. Н. Игумнову), «СМ», 1946, No 1; Переписка С. И. Танеева с М. А. Дейша-Сионицкой, в сб.: Памяти С. И. Танеева..., М.-Л., 1947; Несколько писем С. И. Танеева по музыкально-теоретическим вопросам (к Н. Н. Амани, А. В. Станчинскому), в сб.: С. И. Танеев. Материалы и документы, т. 1, М., 1952; Переписка С. И. Танеева с Н. А. Римским-Корсаковым, Н. Н. Римской-Корсаковой, А. Н. Римским-Корсаковым, там же; Переписка С. И. Танеева с А. С. Аренским, там же; Письма С. И. Танеева к А. Б. Гольденвейзеру, там же; Новые материалы о С. Танееве. (Из письма к В. Л. Метцлю, письмо к Д. С. Шору), «СМ», 1955, No 7; Письма С. И. Танеева к К. Гофману, в кн.: Гинзбург Л., Гануш Виган и Чешский квартет, М., 1955; Новые материалы С. Танеева. (Письмо к В. В. Пасхалову), «СМ», 1959, No 9; Письма С. И. Танеева к П. Н. Ренчицкому, в сб.: Из архивов русских музыкантов, М., 1962; (Письмо к А. В. Оссовскому), в сб.: Театр и музыка. Документы и материалы, М.-Л., 1963.
Литература:
Чайковский П. И., Шестой и седьмой концерты Русского музыкального общества, «Русские ведомости», 1875, 19 янв.; его же, Музыкальная хроника, (Первая квартетная серия...), там же, 1875, 29 окт.; его же, Русское музыкальное общество... (об исполнении Т. концерта Чайковского), там же, 1875, 30 ноября; см. также в кн.: Чайковский П. И., Музыкальные фельетоны и заметки, M., 1898, под назв.: Музыкально-критические статьи, М., 1953; (Кюи Ц. A.), Музыкальная и театральная жизнь Москвы, «Литературные прибавления к журн. «Музыкальный свет», 1875, No 4; см. также в кн.: Кюи Ц. A., Избранные статьи, Л., 1952; Ларош Г. A., Музыкальные очерки, «Голос», 1876, 28 янв.; его же, «Орестейя», музыкальная трилогия, слова Венкстерна, музыка С. И. Танеева, «Новости и биржевая газета», 1895, 20 окт.; см. также в кн.: Ларош Г. A., Избранные статьи, вып. 3-4, Л., 1976-77; Старый музыкант (Кругляков С. Н.), Первые три симфонические собрания... «Современные известия», 1881, 29 дек.; его же, 7-е симфоническое собрание Русского музыкального общества, там же, 1882, 18 дек.; его же, Концерт в Большом зале благородного собрания, «Голос Москвы», 1909, 4 апр.; К-ин Н. (Кашкин Н. Д.), Театр и музыка, (О концерте под управлением Чайковского), «Русские ведомости», 1887, 15 ноября; его же, «Орестейя» на сцене Мариинского театра..., там же, 1895, 24 окт.; его же, С. И. Танеев, «Русское слово», 1913, 22 сент.; его же, С. И. Танеев, «Музыка», 1915, 31 окт.; его же, Воспоминания о С. И. Танееве, там же, 1916, 13 и 20 февр.; его же, Сергей Иванович Танеев и Московская консерватория, «Музыкальный современник», 1916, No 8, то же, в кн.: Воспоминания о Московской консерватории, М., 1966; P. Hик. (Финдейзен H. P.), С. И. Танеев и его музыкальная трилогия «Орестея», «РМГ», 1900, No 47, 52; Ю. Э. (Энгель Ю. Д.), По поводу ухода С. И. Танеева, «Русские ведомости», 1905, 7 сент.; его же, Танеев, Рахманинов, Скрябин, там же, 1910, 30 ноября; его же, Смерть С. И. Танеева, «Русские ведомости», 1915, 7 июня; его же, Памяти С. И. Танеева, там же, 1915, 13 июня, то же, в сб.: Памяти С. И. Танеева..., М.-Л., 1947; его же, С. И. Танеев, «Русская иллюстрация», 1915, 21 июня; его же, С. И. Танеев как учитель, «Музыкальный современник», 1916, No 8; см. также в кн.: Энгель Ю. Д., Глазами современника. Избранные статьи о русской музыке, М., 1971; Кругликов С., Музыкальный дневник (Об исполнении симфонии c-moll), «Голос Москвы», 1909, 4 апр.; Пасхалов В., Подвижной контрапункт строгого письма, «Музыка и жизнь», 1910, No 1; его же, Подвижной контрапункт строгого письма. Книга С. И. Танеева, «Музыкальный современник», 1915, No 1; Игорь Глебов (Асафьев Б. В.), Петроградские куранты. 3. О последнем (6) симфоническом концерте ИРМО, «Музыка», 1915, 31 янв.; его же, Три смерти, там же, 1915, 29 авг.; его же, Глинка, (М.), 1947, гл. VI; см. также его кн.: Русская музыка от начала XIX столетия, М.-Л., 1930, переизд. под назв.: Русская музыка. XIX и начало XX века, Л., 1968, 1979; также кн.: Асафьев Б. В., Избранные труды, т. 2, М., 1954; Римский-Корсаков A., Памяти умерших, «Музыкальный современник», 1915, No 1; Липаев И. Е., С. И. Танеев. (Биографический набросок и характеристика), «РМГ» 1915, No 12-13, то же, в кн.: С. И. Танеев. Жизнь. Деятельность. Музыкальные произведения. Список сочинений, Саратов, 1915; Кар. (Каратыгин В. Г.), Памяти С. И. Танеева, «Театр и искусство», 1915, No 24; его же, Памяти С. И. Танеева, «Музыкальный современник», 1916, No 8, см. также в кн.: Каратыгин В. Г., Избранные статьи, М.-Л., 1965; Сахновский Юрий, С. И. Танеев, «Русское слово» 1915, 7 июня; Александрова-Левенсон А. Я., Памяти С. И. Танеева, «Сибирская жизнь», 1915, 17 июня; её же, Памяти С. И. Танеева, «РМГ», 1915, No 27-28; Гунст Евг., Памяти С. И. Танеева, «Рампа и жизнь», 1915, 14 июня; его же, С. И. Танеев — камерный композитор, «РМГ», 1915, No 12-13; Бернштейн Н., С. И. Танеев и П. И. Чайковский, «Петроградские ведомости», 1915, 9 июня; Рахманинов С., С. И. Танеев, «Русские ведомости», 1915, 16 июня; см. также в кн.: Рахманинов С. В., Литературное наследие, т. 1, М., 1978; Браудо Евг., Памяти Сергея Ивановича Танеева, «Аполлон», 1915, No 6-7; его же, А. Н. Скрябин и С. И. Танеев, «Столица и усадьба», 1915, No 40-41; Беляев В., Памяти Сергея Ивановича Танеева, «Музыка», 1915, 31 окт.; Сараджев К., Сергей Иванович Танеев. Листки воспоминаний, «Музыка», 1915, 21 ноября, то же, в кн.: Сараджев К. С., Статьи, воспоминания, М., 1962; Эйгес К., Две потери русской музыки, «Русская мысль», 1915, кн. XII, раздел XX; Гречанинов A., Из воспоминаний о С. И. Танееве, «Музыкальный современник», 1916, No 1; А. К. (Коптяев А. П.), Памяти С. И. Танеева, «Биржевые ведомости», 1916, 6 июня; Брюсова Н., Музыкальное творчество С. И. Танеева, «Музыкальный современник», 1916, кн. 8; Геника Рост., Из консерваторских воспоминаний, «РМГ», 1916, No 47; С. И. Танеев. Личность, творчество и документы его жизни. Труды Гос. ин-та муз. науки. История русской музыки в исследованиях и материалах, т. 2, М.-Л., 1925; Яковлев В., С. И. Танеев. Его муз. жизнь. Труды Гос. Академии худ. наук, Музыкальная секция, вып. 2, М., 1927; Луначарский А. В., Танеев и Скрябин, в его кн.: Вопросы социологии музыки, М., 1927, то же, в его кн.: В мире музыки, М., 1971; Сабанеев Л., С. И. Танеев. Мысли о творчестве и воспоминания о жизни, Париж, 1930; Мазель Л. и Рыжкин И., Очерки по истории теоретического музыкознания, вып. 2, М.-Л., 1939; Бернандт, Основной принцип эстетических воззрений С. И. Танеева, «СМ», 1939, No 6; его же, Сергей Иванович Танеев. Эскиз характеристики, там же, 1940, No 7; его же, С. И. Танеев, М.-Л., 1950; его же, Мудрый художник, «МЖ», 1959, No 13; его же, Черты личности, «СМ», 1977, No 8; Грoман-Соловцов A. A., Сергей Иванович Танеев, М., 1940; Протопопов Вл., О тематизме и мелодике С. И. Танеева, «СМ», 1940, No 7; его же, Некоторые вопросы музыкального стиля С. И. Танеева, там же, 1947, No 5; его же, Танеев и народная песня, «МЖ», 1959, No 5; его же, История полифонии в её важнейших явлениях, (вып. 1) — Русская классическая и советская музыка, М., 1962; Скребков С. С., Полифонический анализ, М.-Л., 1940; Танеев и русская опера..., сб. статей под ред. И. Ф. Бэлза, М., 1946; Памяти Сергея Ивановича Танеева, Сб. статей и материалов, М.-Л., 1947; Котлер Н., Русская полифония и Танеев, «СМ», 1947; No 5; Алексеев A., Русские пианисты, М.-Л., 1948; Яворский Б., Из воспоминаний о С. И. Танееве, «СМ», 1948, No 3; Tолстой С. Л., Сергей Иванович Танеев, в кн.: Очерки былого, М., 1949, Тула, 1968; С. И. Танеев. Материалы и документы, т. 1 — Переписка и воспоминания, М., 1952; Глиэр Р. М., Воспоминания о С. Танееве, «СМ», 1955, No 7, то же, в кн.: Р. М. Глиэр. Статьи, воспоминания, материалы, т. 1, (Л.), 1965; Арзаманов Ф., Заветы С. Танеева, «СМ», 1956, No 11; его же, С. И. Танеев — преподаватель курса музыкальных форм, М., 1963; Xентова С., С. Танеев — пианист, в сб.: Вопросы музыкально-исполнительского искусства, сб. 2, М., 1958; Кремлев Ю. A., Русская мысль о музыке, т. 2-3, Л., 1958-60; Альшванг А. A., Заметки С. И. Танеева на полях клавира «Пиковой дамы», в его кн.: П. И. Чайковский, М., 1959, 1967; Аракелов X., Танеев и грузинская музыкальная культура, «СМ», 1959, No9; Корабельникова Л., Новые материалы о С. Танееве, там же; её же, Танеев о воспитании композиторов, там же, 1960, No 9; её же, На заре критической деятельности. Асафьев о Танееве, «МЖ», 1969, No 15; её же, С. И. Танеев в Московской консерватории. Из истории русского музыкального образования, М., 1974; её же, Заметки о творчестве, «СМ», 1977, No 8; Раабен Л., С. И. Танеев, в его кн.: Инструментальный ансамбль в русской музыке, М., 1961; Александров А. Н., Из воспоминаний о Танееве, «СМ», 1963, No 5, 8, 1965, No 6; Гартман Ф., Воспоминания о С. И. Танееве, там же, 1965, No 6; Савоскина Г., Работа Танеева над Вторым квартетом, в сб.: Русская музыка на рубеже XX века. Статьи, сообщения, публикации, М.-Л., 1966; её же, Заметки о стиле Шестого квартета С. И. Танеева, в сб.: Страницы истории русской музыки, (Л.), 1973; Хопрова Т. A., Сергей Иванович Танеев. Краткий очерк жизни и творчества, Л., 1968; Сорокин В., Замечательная дружба, «Наука и жизнь», 1969, No 4; Poпов С. В., О хоровом творчестве С. И. Танеева, в кн.: Русская хоровая музыка. Очерки, вып. 2, М., 1969; Стравинский И., Из петербургских воспоминаний, «СМ», 1970, No 7; Из «Записных книжек» М. С. Керзиной, там же, 1971, No 12; Бажанов Н., Танеев, М., 1971; Прокофьев С., Автобиография, М., 1973; Блок В., Незавершенная симфония Танеева, «СМ», 1974, No 4; Юденич Н. Н., К вопросу о выразительности и некоторых стилевых чертах инструментальной музыки С. И. Танеева, в кн.: Сборник статей по музыкальному искусству, Минск, 1976; Mихайленко A., О принципах строения фуг Танеева, в кн.: Вопросы музыкальной формы, вып. 3, (M.), 1977; Шевлягина В., Музыкально-просветительская деятельность С. И. Танеева в первой Народной консерватории в России, в сб.: Музыкальное воспитание в школе, вып. 13, М., 1978 и др.
Л. З. Корабельникова
Музыкальная энциклопедия под ред. Ю. В. Келдыша. 1973–1982
Камерно-инструментальное творчество Танеева →
Романсы Танеева →
Хоровое творчество Танеева →