«Московская школа» — условное определение, относимое к группе московских композиторов 2-й половины 19 — начала 20 вв. Главой московской школы был П. И. Чайковский, влияние которого сказалось в большей или меньшей степени на творчестве всех её представителей. После смерти Чайковского руководящая роль в ней перешла к С. И. Танееву.
Московская школа противопоставлялась петербургской школе, возглавлявшейся Н. А. Римским-Корсаковым. Однако обе школы при частных различиях принадлежали к передовому реалистическому направлению русской музыки, и существовавшие между ними расхождения не затрагивали коренных идейно-эстетических основ творчества. Чайковский резко протестовал против попыток противопоставить его и Римского-Корсакова как художников, принадлежащих к враждебным лагерям в музыке. Он находил, что «тут есть странное недоразумение, которое принесло и продолжает приносить печальные последствия» (из интервью П. И. Чайковского, журнал «Петербургская жизнь», 1892, № 2).
Многие композиторы московской и петербургской школ стремились к объединению творческих принципов Чайковского и Римского-Корсакова. Эта тенденция отчётливо проявляется у А. С. Аренского, M. M. Ипполитова-Иванова, Вас. С. Калинникова, А. Т. Гречанинова и др. Ученики Римского-Корсакова — Ипполитов-Иванов и Аренский — заняли видное положение в московской музыкальной жизни, примкнув к близкому окружению Чайковского. Гречанинов после окончания Московской консерватории учился у Римского-Корсакова в Петербурге, но в дальнейшей своей музыкальной деятельности оставался связан преимущественно с Москвой. В конце 19 в. укрепляются связи Танеева с петербургскими музыкальными кругами. Всё это способствовало большему сближению московской и петербургских школ.
К московской школе относят также С. В. Рахманинова, А. Н. Скрябина, Н. К. Метнера, творчество которых, однако, было связано с новым этапом развития русской музыки и выходит за рамки традиций Московской школы, сложившихся в 19 веке.
Ю. В. Келдыш
Музыкальная энциклопедия