Der Barbier von Bagdad
Багдадский цирюльник (нем. Der Barbier von Bagdad) — комическая опера Петера Корнелиуса в двух действиях.
Премьера: Веймар, 15 декабря 1858 г., под управлением Ф. Листа, которому опера посвящена.
Сюжет заимствован из сказок «Тысячи и одной ночи». Юный Нуреддин влюблен в Маргиану, но ее отец, кади (судья), не дает согласия на брак. Болтливый и надоедливый цирюльник Абуль Гассан, навязавший Нуреддину свою дружбу, едва не погубил юношу, но он же помог его браку с Маргианой. Калиф велит кади обвенчать влюбленных.
Музыка Корнелиуса неразрывно связана с немецкой национальной традицией. В какой-то мере «Багдадский цирюльник» предвосхищает «Нюрнбергских мейстерзингеров» Вагнера. Композитор создал поэтическую лирико-комедийную оперу, ярко характерную и своеобразную.
Неуспех премьеры в значительной мере связан с придворными интригами, направленными против Листа — вдохновителя постановки. Возрождение оперы наступило в конце XIX в. На русской сцене она была впервые поставлена в 1904 г. в Москве, в театре сада «Аквариум», силами Оперы Зимина (премьера — 16 ноября). В последние десятилетия интересен спектакль в Аугсбурге (1973, режиссер П. Муссбах).
А. Гозенпуд
Дискография: CD — EMI. Дир. Лайнсдорф, Абль Гассан (Червенка), Нуреддин (Гедда), Маргиана (Шварцкопф), Калиф (Прей), Кади (Г. Унтер).