Дворжак. Струнный квартет No. 5

String Quartet No. 5 (f-moll), Op. 9, B. 37

Композитор
Год создания
1873
Жанр
Страна
Чехия
Антонин Дворжак / Antonín Dvořák

1873 г. стал важным рубежом в творческой жизни Антонина Дворжака. Композитор подводит итоги тому, что было сделано в течение тринадцати предшествующих лет. На смену увлечению музыкой Рихарда Вагнера и стремлению следовать путем, проложенным великим немецким композитором, приходит осознание того, что опираться нужно в первую очередь на национальные истоки. Подражание, неизбежное в период творческого становления, уступает место подлинной самобытности. Осенью 1873 г. композитор уничтожает многое из того, что было им создано – в том числе и некоторые камерно-инструментальные сочинения. Тогда же рождается новое произведение в камерном жанре – Струнный квартет № 5 фа минор.

Произведение это стало своеобразной «исповедью» композитора, который в то время подводил итог прожитым годам, исполненным напряженного труда, когда моменты творческого подъема чередовались с неудачами и разочарованиями. В музыке Квартета отразилась и энергичная решимость, и мучительные сомнения, и трепетные лирические чувства, и радостное предчувствие счастья – ведь произведение было завершено незадолго до женитьбы Дворжака на Анне Чермаковой.

Струнный квартет № 5 фа минор отличается от предшествующих «вагнерианских» квартетов Дворжака. В нем в большей мере выражено национальное чешское начало и «распевность» всех инструментальных линий – таким образом, здесь происходит «кристаллизация» тех особенностей, которые станут характерными чертами стиля Дворжака в зрелый период творчества (здесь композитор уже «становится самим собой», не пытаясь подражать ни Рихарду Вагнера, ни кому-либо другому). Тематизм отличается большей интонационной рельефностью и структурной ясностью, чем в предыдущих квартетных сочинениях.

По структуре произведение представляет собой четырехчастный цикл, драматургическая концепция которого типична для циклических сочинений Антонина Дворжака: от драматически-напряженной первой части к жизнеутверждающему, радостному финалу.

Часть первая – Moderato – написана в сонатной форме. В экспозиции представлены три темы, а разработка довольно обширна. Ее драматизм оттеняется последующими частями.

Вторая часть – Andante con moto quasi allegretto – лирический центр произведения. Ее проникновенная кантиленная тема сочетает в себе песенную простоту и исключительную экспрессивность. В сочетании с сопровождающим мелодию пиццикато, напоминающим гитарный аккомпанемент, эти черты придают основной теме сходство с любовной песней – серенадой. Форма второй части сочетает в себе черты трехчастности и рондообразности (А – В – А – С – А – В – А).

Лирическое начало воплощено и в крайних разделах третьей части – Tempo di valse – основанных на меланхолической вальсовой мелодии, исполненной искреннего чувства. Третья часть написана в традиционной трехчастной форме с трио. Оно контрастирует лирическим крайним разделам и по образному строю, и по жанровой основе – его тема выдержана в духе бодрого марша.

В четвертой части – Finale. Allegro molto – вновь использована сонатная форма. Здесь в наибольшей степени воплотилось национальное своеобразие музыки Дворжака. Обе темы оживленного, праздничного финала, имеют ярко выраженную народно-жанровую танцевальную основу, предвосхищая «Славянские танцы».

Пятый струнный квартет был написан для ансамбля, существовавшего в усадьбе Йозефа Портгейма. Этот богатый фабрикант не только был любителем музыки, но и сам неплохо играл на виолончели. Возглавлял его струнный квартет Антонин Бенневиц – прекрасный скрипач, профессор Пражской консерватории, а Антонин Дворжак исполнял в этом ансамбле партию альта. Бенневиц намеревался включить произведение Дворжака в программу публичного камерного концерта, но после исполнения Квартета в одном из частных собраний запланированное публичное исполнение было отменено. По свидетельству критика Вацлава Новотного, музыканты с Бенневицем во главе пришли к выводу, что квартетный стиль в нем выражен недостаточно ярко. Антонин Дворжак был рассержен и отменой исполнения, и таким суждением. Он забрал партитуру фа-минорного Квартета и передал ее Новотному, заявив, что больше не желает видеть ее. При жизни композитора произведение больше не исполнялось. Впрочем, Дворжак не забыл о фа-минорном квартете – через несколько лет он использовал в Романсе для скрипки с оркестром основную тему медленной части.

Оно было найдено в архиве Новотного по прошествии шести лет после смерти Дворжака – в 1910 г., но публикация его состоялась не сразу. Лишь девятнадцать лет спустя – в 1929 г. – Пятый струнный квартет Дворжака был опубликован музыкальным издательством «Брайткопф и Гертель». К сожалению, не полностью сохранилась его третья часть, и чешский музыковед и композитор Ярмил Бургхаузер дописал ее. В следующем году состоялось первое публичное исполнение фа-минорного Квартета.

Камерно-инструментальное творчество Дворжака

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама