String Quartet No. 12 (F-dur), Op. 96, B. 179
В 1892-1895 гг. Антонин Дворжак работал в Нью-Йорке в качестве директора Национальной консерватории. Его ближайшим помощником и другом стал американский скрипач чешского происхождения Йозеф Коваржик. Летом 1893 г. он пригласил композитора в Спилвилл (штат Айова), в гости к своей семье. Здесь – в деревне, населенной потомками эмигрантов из Чехии – композитор смог отдохнуть от суеты Нью-Йорка и полностью отдаться творчеству. В Спилвилле он создает два камерных сочинения, одним из которых стал Струнный квартет № 12 фа мажор.
Двенадцатый квартет Антонина Дворжака известен как «Американский», и не только потому, что он был написан на американской земле. Подобно симфонии «Из Нового Света», в нем отразились музыкальные впечатления, полученные в Америке: «Новую симфонию, а также струнный квартет F-dur и квинтет я никогда бы так и не написал, если бы не увидел Америку», – утверждал он. Композитор признавал, что при создании Двенадцатого квартета опирался на музыкальный фольклор индейцев и американских негров, и попытки выделить в музыке квартета конкретные фольклорные цитаты предпринимались неоднократно – но все они оказались обречены на провал. Единственной «американской цитатой» оказалось… пение пиранги: голос этой птички воспроизводится в третьей части, в репликах скрипки (не зря композитор обращал внимание на птиц во время прогулок в Спилвилле!). Не прибегая к фольклорным цитатам, композитор вплетает в музыкальную ткань произведения попевки, характерные для спиричуэлс, использует блюзовый звукоряд и другие лады, присущие негритянской, а также индейской музыке.
В музыкальной ткани квартета встречаются полифонические приемы (имитации, фугато в первой части), однако в целом фактура легка и прозрачна. Композитор сознательно старался придать произведению классицистские черты – по его признанию, в период работы над квартетом он «постоянно имел перед своим внутренним взором папашу Гайдна».
Первая часть – Allegro ma non troppo – открывается пентатонической темой, которую начинает альт, а затем перенимает скрипка. В том, что изложение главной партии начинает именно альт, некоторые исследователи усматривают автобиографический штрих – ведь Дворжак сам играл на альте (возможно, композитор здесь намекает на свое прибытие в Спилвилл). Диапазон мелодии очень широк, он охватывает полторы октавы. Особое внимание привлекает энергичная ритмическая фигура с «шотландской синкопой», которая позднее будет играть важную роль в разработке. Минорная побочная партия содержит пониженную седьмую ступень, которая встречается и в других «американских» произведениях Дворжака. Заключительная партия – тоже пентатоническая – создает ощущение спокойствия. В разработке развиваются мотивы главной партии. Она весьма лаконична и не отмечена особым драматизмом – ведь в тематическом материале нет конфликтности. Завершает разработку короткое фугато. Идиллическое настроение сохраняется и в репризе. Краткая кода построена на элементах главной партии.
Часть вторая – Lento – написана в простой трехчастной форме и построена на развитии одной темы. Распевная меланхолическая мелодия отмечена колоритом эолийского лада. Некоторые исследователи усматривают в этой теме выражение тоски по родине или чувства одиночества, которое могло охватывать композитора посреди прерий: «Это странно, мало людей и много пустого пространства, – писал он. – Фермер может быть отделен от своего соседа… четырьмя милями, особенно в прериях, только огромные участки земли и поля – вот и все, что можно увидеть». В мелодию вплетаются попевки, характерные для спиричуэлс. Тема развивается, как проникновенная лирическая песня, переходящая от сольного изложения к дуэту (у второй скрипки появляется выразительный контрапункт).
Третья часть – Molto vivace – имеет двойную трехчастную форму (А – В – А – В – А). Подобно второй части, она построена на развитии одной темы, имеющей немало общего со скерцо симфонии «Из Нового света». Краткие, «подпрыгивающие» мотивы сменяются плавным мелодическим оборотом. Во втором разделе тема проходит в увеличении, и на этом фоне у скрипки в высоком регистре возникает ее вариант, превращаясь в стилизацию птичьего пения, которое Дворжак слышал, прогуливаясь у реки в Спилвилле.
Для жизнерадостного танцевального финала – Finale. Vivace ma non troppo – композитор избрал форму рондо. Остинатный ритм, сопровождающий все темы финала, напоминает о барабанах «примитивных» народов. Одной из тем – почти вокальной по складу – предшествует краткая (всего в несколько тактов) интермедия, напоминающая органную импровизацию. Это может быть намеком на один из аспектов жизни Дворжака в Спилвилле: композитор каждый день играл на органе в местной церкви во время утренних богослужений – к величайшему удовольствию местных жителей (особенно стариков).
Струнный квартет № 12 впервые прозвучал в Спилвилле, где он был написан. В исполнении участвовал сам Антонин Дворжак, а остальные партии исполнили члены семейства Коваржиков. Первое публичное представление состоялось в Бостоне в 1894 г., в исполнении Квартета Кнайзеля. Успех был так велик, что в том же году Квартет Кнайзеля представил произведение Дворжака в различных концертных залах пятьдесят раз.
Камерно-инструментальное творчество Дворжака →