Краковяк (польск. krakowiak) — польский народный танец. Возник в Краковском воеводстве, но с давних пор (существование его засвидетельствовано уже в 14 в.) получил распространение по всей Польше, преим. в шляхетской среде, а затем и в крестьянском быту. Так же, как полонез, К. назывался «большим танцем» (taniec wielki) и имел торжеств. характер воинского шествия; с течением времени стал более разнообразным, сохранив, однако, двухдольность.
На рубеже 18–19 вв. К. имел большое значение в процессе утверждения самобытности польской муз. культуры. Ритмы К. пронизывают музыку комич. оперы Я. Стефани «Мнимое чудо, или Краковцы и горцы» (1794, на текст В. Богуславского, содержавший национально-освободительные призывы, из-за которых она была запрещена и царской и австрийской цензурой). Жанр К. на оперной сцене развивал Ю. Эльснер. В увертюре к его опере «Король Локетек» (1818) за медленным вступлением следует «Allegro alla Krakowiak», в опере «Ягелло в Тенчине» (1819) содержится хор «alla Krakowiak». Ритмы К. встречаются также и в оперном творчестве К. Курпиньского.
В 1828 Ф. Шопен создал своё знаменитое «Большое концертное рондо» («Rondo, а la Krakowiak») для фп. с оркестром. Под таким же назв. вышло в 1803 концертное рондо для фп. его учителя Эльснера. К жанру К. обращались С. Монюшко, З. Носковский, Ю. Зарембский, А. Шелюто и мн. др. польские композиторы. Блестящий оркестровый К., в духе «большого танца» (в соответствии с эпохой, в к-рой происходит действие оперы «Иван Сусанин») создал Глинка.
Литература: Пасхалов Вяч., Шопен и польская народная музыка, М., 1949; Бэлза И., История польской музыкальной культуры, т. 1–3, М., 1954–72.
И. P. Бэлза
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.