Балет в двух действиях.
Автор либретто (по одноименной повести А. С. Пушкина) и балетмейстер Ю. Пузаков.
Первое представление: Нижний Новгород, Театр оперы и балета, 1984 г.
Действующие лица:
Владимир. Маша. Троекуров. Верейский. Мать Владимира. Дубровский-отец. Таинственная маска. Беглый крепостной.
В массовых сценах: Троекуровская паутина, псари, разбойники и гости.
Чудаки! Ищут в театре правдоподобия. Какого черта! Когда драматическое искусство в самой основе своей неправдоподобно.
А. С. Пушкин
Действие первое
Картина первая. Помещики Дубровский и Троекуров, жившие по соседству, часто встречались и иногда даже вместе охотились. Их дети Маша и Владимир любили ранним утром бегать по утренней росе, прятаться в березовой роще, мечтать. С этих невинных прогулок и началась их нежная дружба, которая переросла в любовь.
Однажды во время охоты Троекуров неожиданно нападает на след своего беглого крепостного крестьянина. Охота превратилась в погоню. Настигнув беглеца, Троекуров безжалостно измывается над своим крепостным. Дубровский, пытавшийся заступиться за беззащитного крестьянина, сам попадает в немилость разгневанного самодура.
Дубровский не может простить грубости Троекурова. В порыве ярости властный Троекуров отрекается от своего обещания отдать свою дочь замуж за Владимира Дубровского и решает выдать ее за князя Верейского.
Картина вторая. Возненавидев Дубровского, Троекуров мстит своему бывшему другу, отнимая у него поместье. Подкупленные Троекуровым чиновники начинают тяжбу против Дубровского, отличающегося добротой и благородством. Сын Дубровского Владимир приезжает в тот момент, когда его отец, не вынесший несправедливости, умирает. Присутствие чиновников указывает Владимиру, что истинный убийца его отца — Троекуров. Владимир остается один, в отчаянии — без матери, без отца, без поместья. Появившийся образ матери как бы хочет успокоить его. Владимир забывается на некоторое время, но, придя в себя, чувствует непреодолимое желание отомстить обидчику, бросить вызов обществу. С таким решением он навсегда покидает отчий дом, который незаконно переходит во владение Троекурова.
Картина третья. Владимир собирает вокруг себя крепостных крестьян, которые страдают от самодурства Троекурова. Они не желают быть подвластны новому хозяину. Дубровский становится их предводителем.
Действие второе
Картина четвертая. Все мысли Маши обращены к Владимиру. Противоречивые чувства терзают ее: любовь к Владимиру, долг перед отцом, предстоящая помолвка с князем Верейским. И Владимир убит горем. Его любовь к Маше оказывается тщетной. В последний раз они встречаются, чтобы расстаться, разлучиться навсегда.
Картина пятая. Бал у Троекурова в честь помолвки Маши и князя Верейского. Владимир проникает на бал под маской француза Дефорша. Троекуров, хозяин бала, снисходительно приветствует неименитых гостей. Появляется Таинственная маска. Загипнотизировав всех гостей своею необычностью, угловатостью, пронзительно-ироническим смехом, она предсказывает Владимиру печальный исход его судьбы. После исчезновения Таинственной маски бал возобновляется с новой силой. Появляется князь Верейский. Он полон достоинства и величия. Подобострастием встречает Троекуров именитого богатого гостя.
Состоялась официальная помолвка. Гости приветствуют молодых. Князь Верейский говорит Маше о своей любви. Бал продолжается. Молодые девушки кокетничают с растерянным Владимиром-Дефоршем и увлекают его в буйный разгул троекуровского бала. Троекуров доволен выгодным союзом. Вырвавшись от привязчивых женщин, Владимир в порыве отчаяния срывает с себя маску Дефорша. Все присутствующие узнают в нем разбойника Дубровского. Гости в г^нике. Усадьба окружена разбойниками. Но благородство Владимира берет верх над местью: он выбегает навстречу своим сообщникам и уводит их за собой.
Картина шестая. Свадебная процессия, возглавляемая Троекуровым, движется к церкви. В этом торжестве чувствуется некоторая настороженность. Присутствие в окрестностях разбойников вносит страх. Один лишь князь Верейский, ведущий Машу к алтарю, спокоен и уверен. Он любит Машу и готов в любую минуту защитить свои чувства.
Венчание совершилось.
Появляется Владимир, но он опоздал. Маша стала супругой князя Верейского. Общество уже не обращает на него никакого внимания, оно увлеченно приветствует молодых. Отчаяние терзает Владимира. Он как никогда чувствует себя одиноким. У него отняли все: отца, отчий дом, любовь...
Перед его глазами возникают образы матери, отца. Они утешают его. Ему кажется, что их родительское тепло уносит его в безмятежное детство, в прошлое, и Владимир, не в силах расстаться с исчезающими образами отца и матери, невольно тянется за ними, боясь их потерять.