Юрий Александрович Фалик в своем хоровом творчестве обращался к стихам многих поэтов. Среди его сочинений – хоры на стихи Владимира Алексеевича Солоухина, Александра Сергеевича Пушкина, Деборы Вааранди и множества других авторов разных эпох, но особое пристрастие испытывал композитор к творчеству русских поэтов, живших и творивших на рубеже XIX-XX столетий – в эпоху, которая вошла в историю отечественной литературы как Серебряный век. Одним из ярчайших представителей этой эпохи был Александр Александрович Блок – и, разумеется, Юрий Фалик не мог пройти мимо его лирики. Из обширного литературного наследия поэта композитор выбрал стихотворения, наиболее созвучные его мироощущению и музыкальному стилю.
Обращение Фалика к лирике Блока представляется закономерным явлением: характерные черты творчества этого поэта – высокая степень обобщенности художественных образов, углубленные размышления о смысле бытия, стремление проникнуть в неизведанные глубины человеческой души – такая лирика была чрезвычайно близка композитору. Важную роль сыграла и «музыкальность» стихов Блока с их гибкой ритмической пульсацией, чутко отзывающейся на тончайшие эмоциональные нюансы.
Подобно Юрию Фалику, Александр Блок нередко объединял свои сочинения в циклы: «Город», «Стихи о Прекрасной Даме», «Страшный мир» и другие. Но два стихотворения, избранные Фаликом, не принадлежат к одному циклу, они относятся к разным периодам творческого пути поэта. Более того, два хоровых сочинения, позднее объединенные автором в цикл «Два хора на стихи Александра Блока», были написаны композитором в разные годы: хор «Незнакомка», посвященный Камерному хору Ленинградского хорового общества, относится к 1974 г., а второй хор – «Город спит» – к 1980 г.
Поэтическая миниатюра «Город спит», ставшая основой одноименного хора, принадлежит к раннему периоду творчества Александра Блока. Оно вошло в сборник, получивший латинское название «Ante lucem» – «До света» (так поэт иносказательно именовал время, непосредственно предшествовавшее встрече с Любовью Дмитриевной Менделеевой – возлюбленной поэта, ставшей его супругой и музой. Этот сборник является своеобразным прологом к другому поэтическому циклу – «Стихи о Прекрасной Даме». Стихотворениям, вошедшим в него, присуще романтическое мировосприятие, стремление отрешиться от повседневности, – и в то же время их пронизывает тревожное ощущение грядущих перемен. Такова и лирическая миниатюра, привлекшая внимание Юрия Фалика.
Образное содержание стихотворения отличается философской глубиной. Ночь, в которую погружен город, ожидающий восхода солнца, поэт сопоставляет с одиночеством и тоской, которые предстоит пережить человеку, чтобы дождаться «рассвета» своей жизни. Размер стихотворения – четырехстопный хорей – традиционно считается «песенным» размером, однако он составляет лишь общую основу стиха, изобилующего ритмическими «перебоями», стихотворными строчками с различным количеством слогов – эта изысканная ритмика придает стихотворению живую непосредственность эмоционального высказывания. Особенности поэтического слова Блока тонко отражены в музыке Фалика: разделы-строфы имеют неквадратную структуру, причем на протяжении музыкального развития происходит смена метра – переход от четырехдольности к трехдольности, пятидольности. В сочетании с относительной ритмической простотой это придает лирической мелодии сходство с русской протяжной песней. В фактуре хора сочетаются разные типы изложения: имитационность, подголосочность, гетерофония.
Стихотворение «Незнакомка» написано Блоком в 1906 г. Для поэта это был переломный момент: в его лирике еще звучали мистические мотивы, присущие раннему периоду, но он уже ощущал себя «нищим, бродягой, посетителем ночных ресторанов», его внимание уже привлекали жестокие реалии времени. Эта трагическая раздвоенность отражена в стихотворении: в удушающей, мрачной обстановке ресторана с его «окриками пьяными» и «тлетворным духом» возникает образ таинственной и прекрасной Незнакомки, отстраненный от пошлой действительности.
Взяв это стихотворение за основу хорового сочинения, Фалик значительно сократил его, исключив многие четверостишия, в которых описываются бытовые детали обстановки – таким образом, текст приобрел еще большую обобщенность. Воплощая притягательный женский образ, композитор использует ритм танца, ассоциирующегося с любовной страстью – танго, в то же время жанровые признаки танго намекают на атмосферу ресторана (вряд ли танго могло звучать в том ресторане, который описывал Блок в 1906 г., но хоровая миниатюра Фалика далека от бытовой зарисовки с обязательными приметами времени). Остинатная ритмическая фигура этого танца кажется особенно весомой и значительной благодаря аккордовой фактуре. К концу хора возникают тянущиеся педали-подголоски, подчеркивающие таинственность образа.
Хоровой цикл Юрия Фалика на стихи Александра Блока являет собой замечательный пример творческого подхода к наследию великого поэта. Бережно сохраняя особенности поэтической речи, композитор дал им интересное воплощение, используя многообразные возможности смешанного хора.