La Halte de cavalerie
Характерный балет в 1 акте.
Композитор И. Армсгеймер, сценарист и балетмейстер М. Петипа, художники Г. Левот (декорации), Е. Пономарев (костюмы), дирижер Р. Дриго.
Премьера состоялась 21 января 1896 года в Мариинском театре.
Австрийская деревня. Старшина деревни отправляет крестьян на полевые работы, а крестьянок — готовить им обед. Дочь старшины Мария приглашает Пьера на свидание и дарит ему голубую ленту. Ее соперница Тереза также зовет юношу на свидание и дарит ему красную ленту. Все кроме Пьера расходятся. Он любуются лентами, но не может выбрать какой из девушек отдать предпочтение. Первой приходит Тереза, Пьер страстно прижимает к губам красную ленту. Тереза, поверив в искренние чувства юноши, позволяет себя поцеловать. Эту нежную сцену видит входящая Мария. Сцена ревности могла бы зайти далеко, если бы не звуки военной трубы. Услышав приближение солдат, девушки скрываются.
Входят гусары и уланы под предводительством полковника. Пьер хочет убежать, но солдаты тащат его к начальству. Тот спрашивает, почему их не встречают с почестями, и требует вина. Так как Пьер не может исправить ситуацию, то его запирают в подвале. Трубачи снова трубят, и появляются любопытные крестьянки. Солдаты ухаживают за ними, крестьянки сначала благосклонны к ним. Но затем солдаты смелеют, и девушки разбегаются. Солдаты спешат за ними. Мария ищет Пьера. Ее привлекает стук из подвала, она спешит открыть дверь. Оттуда выходит жалкий Пьер и рассказывает о столкновении с солдатами. Мария подсмеивается над ним.
Появляется Корнет. Увидев хорошенькую крестьянку, он назойливо ухаживает за Марией. Пьер в испуге прячется за ее спиной. Появляется гусарский Ротмистр. Пораженный красотой Марии, он отсылает Корнета «по служебным делам». Тот нехотя уходит. Ротмистр начинает «осаду» Марии. Мария, кокетничая, дает возможность Пьеру скрыться, чтобы предупредить крестьян о «нашествии» солдат. Ухаживания Ротмистра прерывает вошедший Полковник. Старший по званию удаляет младшего. Мария, подтрунивая над немолодым Полковником, кокетничает с ним. Очарованный поклонник заключает красавицу в объятия и без церемоний целует ее.
Их нежности застают вернувшиеся крестьянки и солдаты. Девушки шутливо поздравляют с успехом Марию, солдаты — Полковника. Осмелев, солдаты заставляют крестьянок танцевать с ними. Слышны голоса приближающихся крестьян. Девушки растеряны — как им оправдать свое поведение. Полковник, желая избежать скандала, предлагает разыграть мужчин. Солдаты строятся в каре, а девушки, вооружившись вилами и метлами, начинают «войну» с ними. Пришедшие мужья и братья видят, как их жены и сестры храбро защищают свою честь.
В знак примирения Полковник предлагает старосте собрать приданое его дочери, чтобы она могла повенчаться с тем, кого любит. Мария бросается в объятия Пьера. Тот счастлив, что девушка, несмотря на искушение, выбрала его. Приносят вино, Полковник передает старосте приданое и начинает ухаживать за Терезой. Солдаты принимают участие в празднике, который устраивается в честь молодых.
Но трубач играет сбор, и полк покидает деревню к удовольствию крестьян, которых почти позабыли сельские красотки.
Иван Иванович (Иоганн Иосиф) Армсгеймер (1860-1933) родился в Дрездене. Окончил Петербургскую консерваторию по классу корнета и военной инструментовки. В 1883-1904 — солист оркестра Михайловского, в 1904-1907— Мариинского театров. В 1904-1912 — капельмейстер оркестра лейб-гвардии Егерского и Кавалергардского полков. В 1904-1921 преподаватель Придворной певческой капеллы. Автор опер, балетов («На перепутьи», 1904), кантат и других сочинений. Незамысловатая музыка Армсгеймера не претендовала на свежесть и цельность, представляя собой сюиту живых сценок и бойких номеров.
«Привал кавалерии» относится к так называемым малым балетам Мариуса Петипа и отличается от многих из них своим почти лубочным стилем. Эта одна из «шуток» гениального хореографа. Комедийные ситуации амурных похождений бравых кавалеристов, посетивших деревню «балетных пейзан», мелькают перед зрителем почти с четкостью заводного механизма. Никакой глубины характеров, никаких серьезных переживаний — привал короток, время не ждет. Композиционное мастерство зрелого Петипа (балет создан между «Лебединым озером» и «Раймондой») поражает и восхищает. Привлекательна еще одна особенность «Привала кавалерии» — характерный танец царит здесь наравне с классикой. Мазурка, чардаш, вальс исполнялись лихо и с блеском мастерами подобного плана — Сергеем Легатом (Корнет), Иосифом Кшесинским (Офицер), Альфредом Бекефи (Ротмистр), Сергеем Лукьяновым (Полковник). На каблучках танцевала и красавица Мария Петипа (Мария). Не случайно главная героиня носит имя исполнительницы — Петипа создал этот балет, прежде всего, для своей дочери. В ее тени скромно выглядели итальянка Пьерина Леньяни (Тереза) и маститый Павел Гердт (Пьер).
Премьера была показана в бенефис Марии Петипа. Пресса свидетельствовала: «„Привал кавалерии" — веселая бытовая картинка, мастерски сделанная М. И. Петипа с типичной музыкой господина Армсгеймера. Свежестью мотивов отличаются венский вальс и гусарский «Toborso». Этот танец в боевом исполнении М. М. Петипа произвел полный фурор». Через два года настало время другого бенефиса: «Господин Кшесинский вышел на сцену таким молодцеватым полковником, с таким воодушевлением играл, а затем так задорно протанцевал с М. М. Петипа мазурку на известную музыку „Улане, улане, малеваны дети", что просто не хотелось верить, что на сцене находится артист, которому на исходе восьмой десяток лет». Леньяни в роли Терезы заменила восходящая звезда Матильда Кшесинская, которая «эффектно протанцевала классическое grand pas с господином Кякштом с двойными турами en dedans, которые делают госпожа Кшесинская и ее кавалер».
В том же году Кшесинскую заменила Ольга Преображенская. «Танцы в этом балете переполнены различными тур де форсами. Госпожа Преображенская, мало того что безукоризненно преодолела все эти трудности, но, кроме того, по свойству ее хореографического дарования придала им приятную для глаз мягкость. Оба адажио были исполнены блестящим образом. Вариация в быстром темпе на пуантах была бисирована».
В 1898 году «Привал кавалерии» появился в московском Большом театре. Хореографом был Иван Хлюстин, среди исполнителей Екатерина Гельцер (Тереза), Василий Тихомиров (Пьер), Михаил Мордкин (Корнет). Спектакль Петипа в Мариинском театре в 1919 году возобновил Александр Ширяев, но советское время не благоволило к гусарским полковникам. Лишь в 1968 году известный знаток классической хореографии Петр Гусев к радости зрителей реконструировал малый шедевр Петипа.
Первоначально новая постановка украшала ленинградский ансамбль «Камерный балет», увы, просуществовавший менее двух сезонов. В 1975 году (вместе с «Арлекинадой» и гран па из «Пахиты») «Привал кавалерии» утвердился в Малом театре оперы и балета. Танцевальная часть была бережно восстановлена, однако в сюжете произошла некоторая коррекция. Теперь на каблучках кокетничала с военными Тереза, а скромной Марии доставался лишь Пьер.
А. Деген, И. Ступников
На фото: балет «Привал кавалерии» в Михайловском театре