Малер. Симфония No. 8

Symphony No. 8 (Es-dur)

Композитор
Год создания
1906
Дата премьеры
12.09.1910
Жанр
Страна
Австрия
Густав Малер / Gustav Mahler

Состав исполнителей: 1-е сопрано (Magna Peccatris), два 2-х сопрано (Una poenitentium, Mater gloriosa), 1-й альт (Vulier Samaritana), 2-й альт (Maria Aegyptiaca), тенор (Doctor Marianus), баритон (Pater ecstaticus), бас (Pater profundus), хор мальчиков, 2 смешанных хора, оркестр.

История создания

Восьмая симфония — самое монументальное из произведений Густава Малера — была создана в необычайно короткий срок: всего за восемь недель лета 1906 года. После окончания театрального сезона композитор, бывший директором Королевского театра Вены, как всегда отправился с семьей в Майерниг — курортное местечко, где у него был домик. Там он отдался сочинению музыки.

В Восьмой симфонии воплотился самый дерзновенный среди всех грандиозных замыслов Малера. Это произведение должно было стать величественной одой любви к земле, к жизни, к человеку — аналогом знаменитой бетховенской Девятой симфонии с ее финальной «Одой к радости». Философская и этическая идея сочинения потребовала обращения к слову, на этот раз уже не только в ключевых моментах. В 1-й части Малер использовал слова католического песнопения «Приди, о Дух животворящий». 2-я часть написана на текст заключительной сцены «Фауста» Гёте. Таким образом, новая симфония, хотя и имела такое жанровое определение, носила ярко выраженный ораториальный характер.

Главное произведение величайшего немецкого поэта-философа давно привлекало к себе композиторов. В музыке его воплощали по-разному. Специфика искусства звуков не позволяла передать все его многообразие, и каждый из крупнейших музыкантов находил в нем что-то свое, близкое и волнующее, что и становилось основой музыкального произведения. Гуно привлекла фабула первой части трагедии — история любви Фауста и Маргариты. Берлиоза — воплощение неудовлетворенности, пытливого критического разума. Лист воплотил внутренний мир Фауста — его сомнения, его мятущуюся душу; Мефистофель для него — как бы изнанка Фауста, одна из сторон его личности. Обращались к трагедии Гете и Шуман, и Вагнер.

Малера особенно привлекла заключительная сцена «Фауста», очень сложная, философски глубокая, толковавшаяся по-разному различными исследователями творчества великого немецкого поэта.

Жар сверхъестественный
Муки божественной,
Сердце пронзи мое,
Страстью палимое,
Копьями, стрелами,
Тучами целыми.
Корка над палицей
Треснет, развалится,
Мусор отвеется,
Сущность зардеется,
Льющая свет всегда
Вечной любви звезда. —

Эти строки вдохновили Малера, видевшего в любви активную, действенную силу, неустанно стремящуюся к идеалу. Идеал же этот в гётевской трагедии символизируется «вечно женственным»:

Все быстротечное —
Символ, сравненье,
Цель бесконечная
Здесь — в достиженье.
Здесь — заповеданность
Истины всей.
Вечная женственность
Тянет нас к ней.

Заключительные стихи трагедии стали итогом симфонии. К гуманистическому идеалу стремится все музыкальное развитие, а «животворящий дух» 1-й части и «зерно любви» 2-й — символы одного и того же начала, беспокойного, творческого, непрестанно рвущегося ввысь.

Была проведена серьезная работа и над текстом первой части. Сохранилось письмо Малера к другу, в котором композитор просил перевести отдельные строфы и уточнить ударения в латинском гимне Святому Духу, так как не доверял точности церковного сборника, которым пользовался.

Грандиозный замысел потребовал соответствующих средств воплощения. Недаром за Восьмой закрепилось броское название Симфонии тысячи участников, которым сам композитор был возмущен, так как считал его рекламным. Однако исполнительский состав, использованный им, вполне давал на это право: огромный оркестр, мощные хоровые массы, восемь солистов — такого еще не было в симфонии. Композитор понимал, что создал нечто исключительное. «Это самое значительное из всего, что я до сих пор написал, — сообщал он Виллему Менгельбергу. — Сочинение настолько своеобразно по содержанию и по форме, что о нем невозможно даже рассказать в письме. Представьте себе, что вселенная начинает звучать и звенеть. Поют уже не человеческие голоса, а кружащиеся солнца и планеты».

Премьера состоялась в Мюнхене 12 сентября 1910 года под управлением автора и стала его триумфом. Впервые не было непонимающей, шикающей публики, скептической и насмешливой критики. Грандиозный замысел захватил всех. Наконец-то победило творчество, сочетающее в себе величие идеи, простоту музыкального языка, сочность и богатство звучания, многообразие и выразительность средств.

Музыка

Характер первой части — торжественный, возвышенный, гимнический. В ней — и трагизм, и мощь, и утверждение. Музыкальная тема, с которой начинается симфония, ясна и лаконична. Это тезис, который в дальнейшем будет развит, доказан и утвержден. Он напоминает тему фуг Баха, а вместе — темы любимого учителя Малера Антона Брукнера с его глубокой религиозностью и возвышенным строем души. Тема претерпевает полифоническое развитие: композитор показывает огромное мастерство в области контрапункта. Вся первая часть — монументальная хоровая фреска — является прологом к основной, второй части, написанной на стихи Гёте. Ее основная тема — католический гимн «Приди, о Дух животворящий», возвышенный, полный света, стройности и гармонии. Центральное место части занимает величественная двойная фуга.

Вторая часть начинается медленным вступлением, которое рисует пейзаж заключительной сцены «Фауста». Музыка сурова, строга и вместе с тем как будто наполнена воздухом. Долгий дрожащий звук скрипок пиццикато у низких струнных, задумчивая мелодия в верхнем регистре деревянных духовых — очень тихо, с внезапными прорывами фортиссимо отдельных звуков. Создается ощущение больших открытых пространств, высоты. Постепенно разрастаясь, вступление подводит к звучанию хора. Основному хору, немного отставая от него, неизменно сопутствует второй — эхо. Несколько этапов приводят к славословию Богородицы. Постепенно на первый план выступают все более торжественные, ликующие интонации. Возвышенная и величавая музыка приходит к безбрежной радости воспевания «вечной женственности».

Л. Михеева

реклама

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Реклама