Petite Suite, L 65
Для фортепиано в четыре руки
В «Маленькой сюите» для четырех рук (произведении, видимо, преднамеренно простом и доходчивом) гармонии, да и весь интонационный строй даже проще, чем в Арабесках. Тем не менее, и этот опус Дебюсси содержит в себе ряд обещаний.
Пьеса «На лодке» выдержана в бледной колористической гамме и довольно бедна красками. Но в ней есть свои «изюминки», например, неожиданный поворот в минорную доминанту (такт 5) или целотонный эпизод перед репризой. К тому же, симптоматично само внимание Дебюсси к звукописи природы, которое с покоряющей силой даст себя знать позднее.
Пьеса «Шествие» своим четким ритмическим рисунком и легкой звонкостью говорит о традициях Бизе (особенно вспоминаются «Пертская красавица», «Арлезианка», «Игры детей», «Кармен»). Сквозь отголоски образов Бизе тут начинает слышаться и нечто новое — эмоции колористической упоенности. Пока они лишь едва намечены, но все-таки заставляют предчувствовать знаменитое шествие из ноктюрна «Празднества».
В пьесе «Менуэт» опять симптомы. Снова заметны традиции неоклассического Бизе (вспомним хотя бы менуэты из «Арлезианки») и снова они развиваются по-своему, с оригинальными ладовыми оборотами, с чертами стилизованной архаики. Вот где Дебюсси, еще не ставший законченным импрессионистом, уже проявляет тот вкус к изящно-стилизованной неоклассике (на французской основе), который особенно сильно скажется у него позднее.
Что касается заключительного номера «Маленькой сюиты», пьесы «Балет» с ее бойким маршем в начале (Кстати, предвещающим интонации главной темы «Штирийской тарантеллы».) и вальсом в качестве второй темы, то тут, очевидно, выступает одно из живых ранних претворений Дебюсси городской музыки кафе, кабачков и кабаре Парижа, которые он так часто посещал в «богемный» период своей жизни.
Если у Сати, бывшего одно время завсегдатаем и пианистом кабаре «Черный кот», подобные танцевальные впечатления претворялись очень непосредственно, как бы в «сыром виде» (таков, например, его вальс «Je te veux», выдержанный в манере вальсов Эмиля Вальдтейфеля), то Дебюсси находил претворения более опосредованные и «сублимированные», но сохранявшие, однако (вплоть до вальса «La plus que lente» и прелюдии «Менестрели»), интонационные и ритмические связи с первоисточниками, вносившие в область «серьезного» искусства образы жанров легкой музыки. Естественно, что Н. Я. Мясковский, пурист в эстетике, несмотря на свою любовь к творчеству Дебюсси, назвал «Маленькую сюиту» «вопиюще тривиальной», годной лишь для «садовых оркестров». Мы можем отнестись к «Маленькой сюите» более снисходительно, видя как ее «тривиальность», так и попытки передать окружающие отзвуки жизни (Поэтому, конечно, «Маленькая сюита» быстро завоевала популярность и сохранила ее до наших дней.).
Ю. Кремлев