Чайковский. Струнный квартет No. 2

String Quartet No. 2 (F-dur), Op. 22

Композитор
Год создания
1874
Дата премьеры
22.04.1874
Жанр
Страна
Россия
Пётр Ильич Чайковский / Pyotr Tchaikovsky

Струнный квартет № 2 фа мажор Петр Ильич Чайковский создал в январе 1874 г. По признанию композитора, произведение было написано «в один присест». Композитор посвятил произведение великому князю Константину Николаевичу Романову.

От предыдущего камерно-инструментального сочинения Чайковского, в котором преобладала лирика, Второй квартет отличается подчеркнутым драматизмом, обостренной конфликтностью. Психологическая драма, раскрываемая в произведении, по своей напряженности не уступает симфониям Чайковского. Такое образное содержание обусловило выход за пределы собственно камерного письма, появление оркестровых приемов (не случайно Антон Григорьевич Рубинштейн оценил стиль Квартета как «совсем не камерный»). Но сближение камерного жанра с симфонией находит выражение не только в приемах инструментовки, но и в характере музыкальной драматургии.

Часть первая – Adagio – Moderato assai – открывается развернутым медленным вступлением. Оно построено на драматических речитативных интонациях. Страстно-тревожный характер мелодической линии усиливается благодаря диссонансам и тональной неустойчивости. Экспозиция тоже исполнена тревоги: в тональном отношении она настолько неустойчива, что основная тональность определяется с трудом. В главной партии важную роль играют призывные интонации восходящих кварт и квинт, а беспокойный характер подчеркивается способом изложения – развитие темы начинается еще до ее завершения. Более уверенной выглядит связующая партия. В побочной партии появляются элементы народно-песенного склада (кварто-квинтовые попевки, переменный лад). Разработка поражает разнообразием и тонкостью мотивного развития. Маршеобразность, возникающая к концу, казалось бы, предвещает «триумфальную» репризу, но этого не происходит: звучность спадает, а главная партия начинается непосредственно с развивающего раздела. Кода, построенная на мотиве, открывающем разработку, вносит умиротворение.

Вторая часть – Allegro giusto – вальсообразное скерцо, предвосхищающее вальсы из симфоний Чайковского. Его светлая задушевность противопоставляется драматизму большинства разделов первой части, продолжая образную линию коды. Печальные интонации возникают по ходу музыкального развития, но они лишь оттеняют общее светлое настроение второй части. Мелодия очень пластична и изящна, особую мягкость и нежность придает ей переменный размер – 6/8-6/8-9/8.

Фа-минорная третья часть – Andante ma non tanto – один из самых вдохновенных образцов лирики Чайковского. В основной теме каждое новое мотивное звено отличается от предыдущих несмотря на то, что в основе их всех лежит одна интонация нисходящей кварты, развиваемая по принципу восходящей секвенции. Это многократное подчеркивание ниспадающей интонации придает мелодии трагический пафос. Его оттеняет тема среднего раздела – благородно простая, уравновешенная, но ее идиллический характер разрушается в ходе развития: фактура аккомпанемента уплотняется, появляются модуляции в далекие тональности. Кода, идущая в нюансе pp, объединяет элементы предшествующих разделов.

Четвертая часть – Finale. Allegro con moto – напоминающая торжественный полонез, имеет форму рондо-сонаты. Главная партия звучит мощно, но восходящие скачки на септиму придают ее очертаниям некоторую угловатость. Ее сменяет широкая, величественная побочная партия. В дальнейшем чередование темы и эпизодов происходит согласно закономерностям формы рондо. Фугато, предшествующее коде, имеет разработочный характер. В коде, которая, в сущности, выполняет функцию репризы, побочная партия звучит мощно и торжественно, но завершается кода эпизодом Piu mosso с оттенком танцевальности.

Второй квартет Чайковского впервые был исполнен вскоре после его завершения в узком кругу в доме Николая Григорьевича Рубинштейна. В числе прочих присутствовал Антон Григорьевич Рубинштейн, у которого произведение восторга не вызвало, но другие слушатели одобрили новое сочинение. В марте того же года состоялось первое публичное исполнение. Петр Ильич полагал, что публике Квартет пришелся «не по вкусу», однако это было преувеличением: премьера прошла успешно, о произведении одобрительно высказались скрипач Леопольд Ауэр и виолончелист Карл Юльевич Давыдов. Критик Герман Августович Ларош оценил Квартет как «самое своеобразное и оригинальное» сочинение Чайковского, особо отметив эмоциональную глубину и богатую гармонизацию медленной части и удачное объединение испанских ритмов с контрапунктическим стилем в финале. Сам Петр Ильич высоко ценил Второй квартет, считая его лучшим из своих сочинений. В последующие годы, говоря о тех или иных новых произведениях, он нередко сравнивал их со Вторым квартетом.


Второй квартет Чайковского отличается глубиной и зрелостью творческой мысли, заметно возросшим мастерством владения техникой квартетного письма. Фактура его насыщена полифоническими элементами, используемыми как средство динамизации музыкальной ткани и повышения ее выразительной напряженности. Углубляется лирическая экспрессия, но вместе с тем появляются и некоторые черты рационалистичности, чему следует, по-видимому, приписать то обстоятельство, что при первом исполнении квартет не имел большого успеха (В отличие от холодного приема публики критика высоко оценила квартет. Ларош писал о нем как о самом своеобразном и оригинальном из произведений Чайковского, отмечая глубину лирического чувства, смелость и новизну творческого замысла.).

Первая часть квартета Moderato assai (quasi andantino) предваряется кратким, но выразительным вступлением с бурными драматическими взрывами, создающими контраст к ее в основном спокойному сосредоточенно-медитативному характеру. Теме главной партии, развертывающейся плавно и неторопливо и только в заключениях фраз приобретающей более заостренно экспрессивную окраску, противопоставлена ритмически упругая размашистая тема побочной партии, напоминающая народные плясовые напевы. Простота и краткость этой темы делают ее удобной для полифонической разработки, которой она подвергается в дальнейшем, не изменяя при этом своего мелодического рисунка.

Как и в первом квартете, центром тяжести цикла становится медленная часть — элегическое Andante (Этой части, занимающей третье место в цикле, предшествует ритмически пикантное скерцо с группировкой по три такта: 6/8, 6/8, 9/8 в крайних разделах, создающей эффект постоянных «запинок», перебоев движения.), впечатляющее своим глубоким скорбным лиризмом. Написанная в сложной трехчастной форме, она основана на контрасте напряженно экспрессивных крайних разделов и более спокойной середины. Особая выразительность главной темы Andante определяется сочетанием декламационного начала с широтой мелодического дыхания.

Тема построена на секвенционном развитии краткого мотива ниспадающей кварты, который звучит как интимно-доверительная горестная жалоба. По мере поступенного восхождения этот мотив экспрессивно заостряется (интервал увеличенной кварты в третьем звене), завершается ряд секвенций «двойным опеванием» тонического звука с интонацией уменьшенной кварты. В дальнейшем развитии темы композитор прибегает к имитационным перекличкам, интервальному расширению или сжатию отдельных мотивов, достигая таким образом непрерывного ее обновления и порой неожиданной трансформации выразительного облика.

Широко развернутый финал квартета, написанный в сложной рондо-сонатной форме с четырьмя эпизодами, отличается мужественной энергией и стремительностью движения. Тема рефрена характерна резкими крутыми очертаниями мелодического рисунка и четким упругим ритмом. Краткость основного ядра указывает на ее полифоническую природу: уже в первом проведении изложение продлевается с помощью имитаций.

Отдельные элементы этой темы пронизывают всю музыкальную ткань, создавая контрапунктирующее сопровождение к теме побочной партии. Кульминацией финала является начало репризы, где тема рефрена изложена в виде фуги.

Ю. Келдыш

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама