Дворжак. Симфония No. 1, «Злоницкие колокола»

Symphony No. 1 (c-moll), B. 9, «Zlonické zvony»

Композитор
Год создания
1865
Жанр
Страна
Чехия
Антонин Дворжак / Antonín Dvořák

История Симфонии № 1 до минор Антонина Дворжака драматична и парадоксальна. Первый опыт Дворжака в жанре симфонии относится в 1865 г., таким образом, до-минорную Симфонию можно назвать «ровесницей» вокального цикла «Кипарисы». Композитор создавал ее для конкурса, объявленного в Германии. Он отправил рукопись – и что с нею происходило дальше, остается неизвестным. Кого-то такая ситуация могла повергнуть в полное отчаяние – но только не Дворжака. Как вспоминал композитор много лет спустя, узнав, что партитура симфонии потеряна безвозвратно, он попросту «сел и написал новую симфонию» (так в 1865 г. вскоре после Первой родилась Вторая симфония Антонина Дворжака). Это сочинение осталось единственной из симфоний композитора, которая при его жизни не была исполнена.

Всю жизнь композитор был убежден, что его Первая симфония утрачена безвозвратно (некоторые темы были позднее использованы им в фортепианном цикле «Силуэты»). Он так и не узнал, что в 1882 г. партитура объявилась в Лейпциге у некого букиниста (как она туда попала, остается загадкой). По странному совпадению, человек, который приобрел ее, был однофамильцем автора – это был Рудольф Дворжак, лингвист-востоковед, в будущем – первый в Карловом университете профессор восточных языков, но тогда ему было всего двадцать два года. Он приобрел партитуру и много лет никому не сообщал о ней и не показывал ее (возможно, потому, что Антонин Дворжак не имел в то время особой известности – из шести созданных им симфоний лишь три были исполнены и только одна издана). Рудольф Дворжак скончался в 1920 г., и наряду с другим имуществом партитура досталась его сыну, и тот обнародовал партитуру в 1923 г. Подлинность ее сомнений не вызывала. В ней не содержалось название «Злоницкие колокола», однако сам Дворжак упоминал Первую симфонию с таким заглавием – оно связано с деревней Злонице, расположенной в Богемии (композитор жил там в 1853-1856 гг.)

Что представляет собой Первая симфония Дворжака, явленная миру по прошествии девятнадцати лет после его кончины? Она имеет классическую четырехчастную структуру цикла – сонатное allegro с медленным вступлением, лирическая медленная часть, скерцозная третья, быстрый финал. Музыковеды усматривают в ней сильное влияние Людвига ван Бетховена, в частности – его Пятой симфонии. В драматургии произведения отражен тот же принцип «от мрака к свету», совпадает тональный план симфонического цикла (до минор – ля-бемоль мажор – до минор – до мажор). Тревожное душевное состояние постепенно преодолевается, на смену ему приходит решимость, вера в будущее – как и в бетховенском шедевре. Симфонии Бетховена и Дворжака объединяет еще один важный момент – использование четырехзвучного мотива, проходящего через все произведение. Программное заглавие – «Злоницкие колокола» – оправдывается последовательностью ярких, мощных оркестровых аккордов во вступлении, именно здесь зарождается этот «колокольный» мотив, сопровождающий главную партию первой части в качестве ритмической фигуры. Впоследствии он появляется в других частях (подобно тому, как проходит через всю бетховенскую Пятую симфонию «мотив судьбы»), полностью раскрываясь в коде финала. Правда, у Дворжака его роль не настолько важна, как у Бетховена, однако он выполняет сходную драматургическую функцию (примечательно, что по прошествии четверти века подобный мотив появился у Дворжака в Реквиеме, в Dies irae). Но не только о влиянии Бетховена можно говорить применительно к до-минорной симфонии – в мягком юморе скерцо ощущаются черты, «унаследованные» от Франца Шуберта. Масштабность замысла роднит произведение с творениями Ференца Листа и Рихарда Вагнера, из всех симфоний Дворжака Первая обладает наиболее продолжительной первой частью (она занимает сорок четыре страницы партитуры и звучит около девятнадцати минут). С вагнеровской музыкой сочинение перекликается и мощностью оркестровой ткани, а также частым использованием медных духовых (в особенности в первой части).

Несмотря на отчетливо выраженные влияния, в Первой симфонии Дворжака проявились самобытные черты, характеризующие стиль композитора. В особенности ощущаются они в пасторальной лирике первой части – ее вдохновенную тему проводит солирующий гобой на фоне мягкого аккомпанемента струнных.

Хотя сын Рудольфа Дворжака объявил об обнаружении Первой симфонии Антонина Дворжака в 1923 г., исполнение ее состоялось не сразу. Произведение впервые прозвучало в Брно в 1936 г. под управлением хорватского дирижера Милана Закса, но в сокращенном виде. Первая публикация состоялась в 1961 г., в рамках полного собрания сочинений композитора. И, наконец, в 1966 г. произведение впервые прозвучало без купюр – в тот год венгерский дирижер Иштван Кертес осуществил ее запись с Лондонским симфоническим оркестром. Таким образом, до-минорная Симфония Дворжака, будучи первой по времени написания, была исполнена и опубликована последней.

Симфоническое творчество Дворжака

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама