Brandenburgische Konzert No. 5 (D-dur), BWV 1050
Пятый Бранденбургский концерт (D-dur) по трактовке жанра, по стилю и изложению — особенно ярко новаторский. Формально он мог бы быть причислен к grosso (concertino и ripieni), но роль оркестра (скрипка, альт, виолончель, continuo) в нем чисто подчиненная, активность солирующих инструментов выше, чем в concertino обычного типа, а потому перед нами скорее тройной концерт. Но и этого определения недостаточно. Солисты — флейта (поперечная), скрипка principale и чембало concertato — не равнозначны между собою. Весь оригинальный облик первого Allegro (D-dur), его композиция, фактура определяются особой ролью клавира в общем ансамбле: он не только исполняет партию basso continuo, но концертирует, и притом прежде всего именно концертирует.
Это было жанровое решение, в ту пору небывалое. Отсюда та полнота, с какою Бах, не в пример другим своим концертам, выписал здесь цифрованный бас. Новаторством отмечена и тематическая сфера Allegro. Она, как и в других Бранденбургских концертах, индивидуализирована: tutti и Concertino вступают со своими характерными тематическими голосами. В то время как tutti ведут «крупную линию» — бравурно-праздничную тему-ритурнель — четко очерченный период крепкой гомофонно-гармонической фактуры, флейте и скрипке principale поручена иная, мягко и легко очерченная мелодия. Ответвленная от «ритурнеля», она получает далее интенсивное ладо-гармоническое развитие. Наконец, в разработочной середине формы (с такта 71) в концертирующих партиях появляется третья тема с контрастно-певучей «моцартианской» интонацией и в контрастной тональности (fis-moll). Три темы в Allegro — явление принципиально новое в ту эпоху; здесь с Бахом может быть сравним разве лишь Доменико Скарлатти, и то лишь в ином, камерном жанре.
Нигде в концертах баховской или добаховской поры принцип состязания концертантов не был реализован так ясно и последовательно. У Корелли концерт — это еще «стройное согласие»; Вивальди привносит в него состязательный момент; но лишь у Баха и Генделя — это впервые уже подлинно-активное соперничество. В Allegro пятого концерта композитор смело и красиво воспользовался необычным приемом переключения функции: партия чембало постепенно преобразуется, состязание достигает кульминации. По мере того как с бурным фигурационно-ритмическим оживлением клавирная фактура приобретает все больший блеск и размах, концертность «подавляет» функцию continuo. Кажется, сама история инструмента и жанра воссоздана обобщенно в этой музыке. Чембало выходит на авансцену, властно подчиняя себе весь оркестр и в точке золотого сечения формы завоевывает вершину развития в огромной каденции импровизационно-фантазийного плана и senza stromenti (без сопровождения). Заключительное построение Allegro образовано последним проведением главной темы у tutti.
Вторая, медленная часть концерта (h-moll) отмечена ремаркой Affettuoso, что указывает на лирически-прочувствованный характер музыки. Концертирующие инструменты — флейта, скрипка и чембало— сплетают голоса в прекрасном полифоническом трио. Широкие кантабильные линии напряженной интонации (уменьшенные кварты и септимы) медленно восходят, ниспадают большими волнами пунктирно-ритмического рисунка и застывают в величавых кадансах с многозначительно и печально звучащими предъемами. И на этой лирической странице Бах близок Генделю, но в ином жанре. Стиль Affettuoso родствен лирической вокальной линии лучших опер Генделя в период 20-х годов («Юлий Цезарь», «Роделинда»).
Как почти всегда у Баха, радость жизни превозмогает поникшую скорбь. Финал концерта — фугированное Allegro D-dur в трехчастной репризной форме (своего рода баховское Perpetuum mobile), игровое, светлое, блестящее — вызывает в нашей фантазии образы праздничного веселья, кружения в пляске (триоли). Первоначальные тематические проведения возникают в голосах Concertino, затем лишь вступают tutti. Чембало в финале далеко уже не столь активно и блестяще, как раньше; его кульминация позади, а роль continuo вновь вступила в свои права. Но и здесь оно сохраняет за собою эпизодически «бриозные» soli. Динамика скупо, но ясно и четко нюансирована по голосам. Вместе со штрихами она как бы конкретизирует и заостряет «характеристики» инструментальных партий и местами создает тонкую полифонию звучностей.
К. Розеншильд