Опера Леоша Яначека «Путешествия пана Броучека»

Композитор
Год создания
1917
Дата премьеры
23.04.1920
Жанр
Страна
Чехия
Леош Яначек / Leoš Janáček

«Путешествия пана Броучека» (чеш. Výlety pánĕ Broučkovy) — опера Леоша Яначека в 2 частях по повестям С. Чеха.

Часть I. Путешествие пана Броучека на Луну, в 2 действиях; либретто композитора, В. Дыка, К. Машека, 3. Янке, Ф. Целльнера, И. Магена, И. Голого и Ф. С. Прохазки.

Часть II. Путешествие пана Броучека в XV столетие, в 2 действиях; либретто Ф. С. Прохазки.

Премьера: Прага, 23 апреля 1920 г.

Образ Матея Броучека — олицетворение ретроградных свойств буржуа: духовной ограниченности, тупости, косности.

Домовладелец, обыватель, эгоист Броучек отвергнут красоткой Малинкой, дочерью ризничего, предпочитающей ему бедного художника Мазалу. Полный злобы на людей и на мир, Броучек глядит на Луну: там, наверное, нет ни банкротов, ни воров, ни нищих художников, не платящих за квартиру,— словом, всего, что есть на Земле. Месяц притягивает Броучека к себе, и пражский буржуа попадает на ночное светило, где его встречает верхом на Пегасе поэт Гвездомир, удивительно схожий с ненавистным Мазалой; путешественник видит и воздушную возлюбленную поэта Этерею, похожую на Малинку. Многое здесь напоминает ему Землю, однако утонченные обитатели Луны шокированы его прозаическими интересами, а он не выносит их эстетства. Покинув влюбившуюся в него Этерею, Броучек садится на Пегаса и мчится к Земле. Первое, что он видит,— это обнявшиеся Малинка и Мазала.

Выпив много пива, Броучек засыпает и во сне по темному коридору попадает в Прагу 1420 г., во времена гуситов. Но обыватель не хочет участвовать в борьбе за свободу отчизны. Единственный из чехов он предает интересы народа, чтобы сберечь свою жизнь. Его осуждают на смерть как предателя: чехам не нужен такой жалкий потомок. Однако Броучеку удается спастись — он возвращается в XIX в., называя себя собеседником Яна Гуса и освободителем Праги, «носителем гуситских традиций».

В опере осмеян не только Броучек, символ буржуазности, но и искусство, оторванное от жизни. Однако ирония не исчерпывает замысла Яначека. Во II ч. оперы композитор прославляет героизм гуситского движения как выражение величия народа.

А. Гозенпуд

реклама

вам может быть интересно

Бетховен. Струнный квартет No. 6 Камерные и инструментальные

рекомендуем

смотрите также

Реклама