«Путешествия пана Броучека» (чеш. Výlety pánĕ Broučkovy) — опера Леоша Яначека в 2 частях по повестям С. Чеха.
Часть I. Путешествие пана Броучека на Луну, в 2 действиях; либретто композитора, В. Дыка, К. Машека, 3. Янке, Ф. Целльнера, И. Магена, И. Голого и Ф. С. Прохазки.
Часть II. Путешествие пана Броучека в XV столетие, в 2 действиях; либретто Ф. С. Прохазки.
Премьера: Прага, 23 апреля 1920 г.
Образ Матея Броучека — олицетворение ретроградных свойств буржуа: духовной ограниченности, тупости, косности.
Домовладелец, обыватель, эгоист Броучек отвергнут красоткой Малинкой, дочерью ризничего, предпочитающей ему бедного художника Мазалу. Полный злобы на людей и на мир, Броучек глядит на Луну: там, наверное, нет ни банкротов, ни воров, ни нищих художников, не платящих за квартиру,— словом, всего, что есть на Земле. Месяц притягивает Броучека к себе, и пражский буржуа попадает на ночное светило, где его встречает верхом на Пегасе поэт Гвездомир, удивительно схожий с ненавистным Мазалой; путешественник видит и воздушную возлюбленную поэта Этерею, похожую на Малинку. Многое здесь напоминает ему Землю, однако утонченные обитатели Луны шокированы его прозаическими интересами, а он не выносит их эстетства. Покинув влюбившуюся в него Этерею, Броучек садится на Пегаса и мчится к Земле. Первое, что он видит,— это обнявшиеся Малинка и Мазала.
Выпив много пива, Броучек засыпает и во сне по темному коридору попадает в Прагу 1420 г., во времена гуситов. Но обыватель не хочет участвовать в борьбе за свободу отчизны. Единственный из чехов он предает интересы народа, чтобы сберечь свою жизнь. Его осуждают на смерть как предателя: чехам не нужен такой жалкий потомок. Однако Броучеку удается спастись — он возвращается в XIX в., называя себя собеседником Яна Гуса и освободителем Праги, «носителем гуситских традиций».
В опере осмеян не только Броучек, символ буржуазности, но и искусство, оторванное от жизни. Однако ирония не исчерпывает замысла Яначека. Во II ч. оперы композитор прославляет героизм гуситского движения как выражение величия народа.
А. Гозенпуд