Уже второй раз канал "Культура" угощает нас лионской телеверсией "Любовного напитка" Доницетти. Постановка, безусловно, интересная. Она осуществлена несколько смело для консервативного приверженца классических традиций, но очень живо и остроумно для человека с развитым чувством юмора.
Доницетти написал эту оперу в 1832 году, и временем действия, очевидно, предполагал сделать тридцатые годы XIX века. Режиссер, очевидно, добивался большей выразительности, вот почему в этой версии действие перенесено на столетие вперед, век эдак в двадцатый.
В практике мирового оперного театра такой прием существует. Это допустимо для комической оперы, действие которой могло произойти когда угодно и где угодно. Но и здесь важно не "перегибать палку" и не переходить в пошлость.
Неморино въезжает на сцену на велосипеде и под дружный хохот зрителей с него падает. Дулькамара, появляющийся в шикарном кабриолете в сопровождении двух дамочек сомнительной наружности, все время ворует тарелки с праздничного стола. Такие комические эффекты придают спектаклю непринужденный характер.
В роли Дулькамары выступил экстравагантный сицилиец Симоне Алаимо. Это поистине удивительный певец, обладатель оригинального голоса, называемого иногда "колоратурным басом". Он стал великолепным Дулькамарой, успешно справился с техническими сложностями партии и никогда не упускал дополнительной возможности блеснуть красотой своего тембра. Кроме того, Алаимо создал очень эффектный образ и - явление довольно редкое для оперного певца - покорял сердца зрителей своей фантастической красотой.
Явно свою роль обрела Анжела Георгиу (Адина), хотя, быть может, она была не так заметна, как обольстительный сицилиец. Легкое приятное лирическое сопрано ровного тембра с некоторой техникой в арсенале. Такой голос имеет Анжела Георгиу, и для "Любовного напитка это подходит идеально.
А вот Роберто Аланью (Неморино) и Роберто Скальтрити (Белькоре) к достоинствам постановки не отнесешь. Голос Аланьи слишком тяжелозвучен для таких ультра-лирических арий, как Quanto e bella, quanto e cara и Una furtivа lagrima. Поэтому в его исполнении партия потеряла свою нежность, мягкость, чистоту и прозрачность. Скальтрити пел каким-то глухим, местами даже "лысым" тембром, стараясь аккуратно проскользнуть мимо ушей слушателя. Однако и один Роберто и другой создали яркие и убедительные комические образы, что в какой-то мере может компенсировать недостатки их пения.