Литературное произведение или театральная пьеса становятся шедевром тогда, когда проходят столетия, человеческая природа не меняется, и сюжет остаётся актуальным и вечнозелёным, несмотря на технический прогресс. У Мольера, как и у Шекспира, все пьесы такие: всегда остаётся впечатление, что речь идёт о сегодняшнем дне и твоём ближайшем окружении.
Пьеса «Тартюф» — о лицемерии, внутрисемейных конфликтах, абсолютной власти, эротическом влечении и жестокости закона по отношению к маленькому человеку.
Тартюф, в отличие от искренних и спонтанных членов семьи Оргона, постоянно держит себя под контролем и разыгрывает из себя святошу, виртуозно манипулирует главой семьи, постепенно становится владельцем всего его движимого и недвижимого имущества и тайн, находится в шаге от того, чтобы заполучить его дочь в жёны, а жену в любовницы, но допускает дипломатическую ошибку, из-за которой лишается доверия. Тем не менее, если бы не вмешательство абсолютной власти короля, которая в тот момент во Франции была выше закона, всё семейство очутилось бы на улице.
Так что «хеппи-энд» пьесы на сегодняшний день уже не актуален, зато актуальны все остальные сюжетные перипетии.
Кроме того, в пьесе Мольера в центре оказывается проблема абсолютной власти: в те времена, авторитет мужа и отца семейства был непререкаемым, влиять на него можно было только хитростью и интригами. И поэтому если уж он делал глупость, подобную передаче имущества Тартюфу, от этого страдали все члены семьи.
Созерцание пьес французских классиков, в особенности Мольера, на сцене самого старинного, именитого и высокопрофессионального парижского (и французского) драматического театра «Комеди Франсез» — это отдельное удовольствие такого же уровня, как прослушивание оперы Мусоргского на сцене Мариинки. Это эталонный результат на коренной культурной территории.
Самое забавное, что все вечнозелёные шедевры в момент создания задумывались не как шедевр на века, а как сатира на злобу дня.
Пьеса «Тартюф» — самая играемая пьеса во Франции.
Нынешнюю постановку, датированную 2014 годом доверили болгарскому режиссёру Галину Стоеву. Он делает широкую международную карьеру по всей Европе и в родной Болгарии. В «Комеди Франсез» Стоеву уже неоднократно доверяли постановки французской классики. Его режиссёрский стиль достаточно конформистский: он не делает ничего слишком смелого, шокирующего или парадоксального, достаточно классичен, но обладает тем юмором, который позволяет насмешить публику несколько раз за спектакль в самых неожиданных местах.
Это мило, симпатично, забавно, красиво и ярко, но без открытия каких-то скрытых бездн и горизонтов.
Такой режиссёр хорошо уживается с публикой и с разными национальными школами и создаёт спектакли, на которые ходишь с удовольствием, но без потрясений.
Для трактовки пьесы ему достаточно одной ведущей идеи. В нашем случае он решил подчеркнуть, что на самом деле Тартюф является ничем иным, как отражением индивидуальностей и характеров остальных действующих лиц. Поэтому и декорация решена как три помещения, разделённых между собой окнами-зеркалами, то приобретающими, то теряющими прозрачность, и персонажи иногда приостанавливаются и смотрятся в своё отражение. В остальном всё вполне предсказуемо.
Что всегда поражает во Французской Комедии это высочайший уровень актёрского мастерства.
Недаром труппа этого театра занимает совершенно особенное положение во французской театральной иерархии. Быть принятым в эту труппу — огромная честь, и актёры делают всё для того, чтобы быть на уровне.
Художник по костюмам Бьянка Адзич Урсулов создала очень стильные и роскошные наряды, соответствующие эпохе.
Роли исполняют:
Клод Матьё по очереди с Даниэль Лёбрюн — Мадам Пермель
Мишель Фавори — Месье Лояль
Сесиль Брюн — Дорина
Дёни Подалидэс — Клеант
Мишель Виермоз — Тартюф
Эльза Лёпуавр — Эльмира
Назим Будженах — Валер
Дидье Сандр — Оргон
Анна Серинка — Марианна
Кристоф Монтенез — Дамис
Спектакль продлится до 16 июня 2016 года. Если в это время вы будете в Париже, советую провести вечер в полной иллюзии, что вы оказались во временах Людовика XIV — «Короля солнца» на спектакле, играемым самим Мольером.
Елена Ганчикова, Париж
Фото: © Christophe Raynaud de Lage, coll. Comédie-Française