Angela Gheorghiu
«Самая гламурная оперная звезда», – так охарактеризовала американская пресса румынскую певицу Анджелу Георгиу. Перед очарованием артистки трудно устоять – ведь она одарена не только голосом чарующего тембра и широкого диапазона, но и яркой женской красотой.
Родина Анджелы Георгиу – румынский город Аджуд. Заметив певческую одаренность дочери, родители не только не препятствовали ей в выборе музыкальной стези, но и приложили все усилия к развитию ее таланта. С четырнадцатилетнего возраста Анджела обучалась в Бухаресте, в Национальном музыкальном университете. Еще до окончания учебы она дебютировала в румынской столице, ее первой партией стала роль Мими в «Богеме». Творческая индивидуальность певицы проявилась в этой партии сполна: в противоположность традиционным интерпретациям, Мими Анджелы Георгиу выглядит не наивной и хрупкой девушкой, а инициативной и сильной натурой.
Университет Георгиу окончила в 1990 г. – это совпало со свержением Чаушеску, и политические перемены в стране открыли возможность для того, чтобы начать сценическую карьеру за пределами родной страны. Талант певицы это позволял – в том же году она одержала победу на конкурсе вокалистов «Бельведер». По прошествии двух лет певица выступила в Лондоне, в театре Ковент-Гарден – она исполнила роль Церлины в «Дон-Жуане». Вскоре последовало исполнение партии Адины в «Любовном напитке» в Вене и Мими в Нью-Йорке. В 1994 г. дирижер Георг Шолти, прослушав певицу, избрал ее для исполнения центральной партии в «Травиате». Выступление в роли Виолетты на сцене Ковент-Гарден стало для Анджелы Георгиу истинным триумфом и началом ее мировой славы.
Голос Анджелы Георгиу необычен и узнаваем – он обладает особым, не вполне типичным для сопрано «темным» тембром, и певица владеет им с исключительным мастерством, передавая тончайшие эмоциональные нюансы. Репертуар певицы обширен и разнообразен. Она без всяких сомнений берется за исполнение меццо-сопрановых партий – таких, как Шарлотта в «Вертере» или Кармен, но даже в пределах сопранового репертуара она исполняет партии, не вполне типичные для ее типа голоса – лирико-колоратурного сопрано, например, партию Недды в «Паяцах» или Тоску, причем исполнение ею этой партии сравнивали с Тоской Марии Каллас.
Впрочем, с великой греческой певицей ее роднит не только певческий талант и красота – подобно Каллас, она известна характером, который на первый взгляд отличается неуживчивостью, но в действительности оказывается проявлением той твердости и требовательности, которая всегда бывает присуща истинному таланту. Например, в 1998 г. во время Равеннского фестиваля певица должна была исполнить роль Недды (дирижировал Риккардо Мути), в этом же спектакле должен был выступить известный итальянский тенор Роберто Аланья (в то время они с Анджелой Георгиу были супругами). Однако после нескольких репетиций певица пришла к выводу, что интерпретация знаменитого дирижера не соответствует тому, как она сама трактует партию Мими, и отказалась петь, точно так же поступил и Аланья.
В 2006 г. Георгиу поставила в столь же неловкое положение другого знаменитого дирижера – Антонио Паппано, неожиданно отказавшись исполнять роль Елизаветы в «Доне Карлосе», заявив, что эта партия ей не подходит. Впрочем, истинная причина могла заключаться в желании проявить солидарность с мужем, удрученным неожиданно бурной и негативной реакцией публики на его выступление в партии Радамеса. В 2009 г. певица, ссылаясь на некие «личные причины», отказалась выступать в спектакле «Кармен», поставленном специально в расчете на нее и ее супруга…
Можно сказать, что скандалы стали неизменными спутниками певицы, но сама Анджела Георгиу относится к этому обстоятельству философски: подобный «шлейф» всегда сопровождает знаменитость, а злословие – неизбежная спутница славы. Так или иначе, принципиальность исполнительницы хорошо известна в музыкальном мире, и в любом театре знают: если в спектакле участвует Анджела Георгиу, послаблений не будет никому, каждый должен работать на пределе сил!
Певица записала множество дисков с ариями из опер Джузеппе Верди, Винченцо Беллини и других композиторов, сыграла центральные женские роли в экранизациях опер «Ромео и Джульетта» и «Тоска».
Анджела Георгиу не раз посещала Россию. Впервые это произошло на заре ее карьеры – в 1988 г. певица выступила в Москве, в одной из церквей. В 2011 г. она выступала на открытии исторической сцены Большого театра – для этого ей незадолго до концерта пришлось выучить арию Лизы из «Пиковой дамы», которая прежде не входила в ее репертуар.
Пожалуй, это единственный случай в карьере певицы, когда она позволила кому-либо диктовать, что и как ей исполнять. Со времен окончания учебы у нее никогда не было ни советчиков, ни педагогов, и даже советами концертмейстеров она не пользуется – а планированием гастролей артистка занимается самостоятельно. Быть может, эта независимость играет не менее важную роль в успехе певицы, чем талант и мастерство: «Очень многие красиво стартуют, но мало кто остается на плаву», – утверждает она. Анджеле Георгиу это удалось.
Триумф Анжелы Георгиу в фильме «Тоска»
Анжела Георгиу красива. Обладает магнетизмом на сцене. Так одна из королев бельканто ныне стала киноактрисой. В фильме-колоссе по опере Пуччини, подписанном именем Бенуа Жако.*
Румынская певица умело «продает» собственный имидж. Она поет, а о том, чтобы сравнивать ее с «божественной» Каллас, думает рекламная машина. Нет никакого сомнения — у нее «железная» вокальная техника. Знаменитую арию «Vissi d’arte» она интерпретирует с должным порывом чувства, но без преувеличений в веристском стиле; так, как трактует страницы Россини и Доницетти, с должным равновесием между эстетикой чувства и снисходительностью по отношению к моделям в неоклассическом вкусе.
Но самая сильная сторона таланта Анжелы Георгиу — актерская одаренность. Об этом хорошо знают ее многочисленные поклонники — завсегдатаи Ковент-Гардена.** Ныне неотразимость актрисы подтверждает кинематографическая версия Тоски, осуществленная Бенуа Жако. Во Франции она имеет огромный успех, раскупается и на видеокассетах.
Судьба этой Тоски, по счастью, не похожа на судьбы многих опер, перенесенных на киноэкран. Этот фильм, кажется, отличает эстетическая новизна: рафинированый компромисс между духом кино и духом оперы.
С Анжелой Георгиу беседует Риккардо Ленци.
— Съемки в фильме «Тоска» стали незабываемым фактом Вашей жизни, госпожа Георгиу?
— Несоменно, работа над этой Тоской сильно отличалась от работы в театре. Она лишена той типичной ауры, которая не позволяет тебе ошибиться. Ситуация в соответствии с пословицей «либо пан, либо пропал»: исключительное преимущество «животных сцены», к которым я принадлежу. Но эта работа означает для меня также достижение цели.
Я думаю, что благодаря кино оперу могут открыть для себя и наслаждаться ею самые широкие массы публики. Впрочем, я всегда любила фильмы-оперы. Не имею в виду только такие признанные шедевры, как Дон Жуан Джозефа Лоузи или Волшебную флейту Ингмара Бергмана. Среди кинематографических версий, которые очаровывали меня со времен моей юности, были популярные экранизации опер с участием ваших Софии Лорен или Джины Лоллобриджиды, которые ограничивались тем, что мимировали за примадонн.
— Каким образом преображается сценическая интерпретация, когда речь заходит о том, чтобы зафиксировать ее на кинопленку?
— Естественно, что крупные планы делают очевидными выражения лица и чувства, которые в театре могут остаться незамеченными. Что касается проблемы синхронности, то съемка, с целью достижения полного совпадения изображения и вокала, может быть повторена несколько раз, но, на самом деле, голос должен быть исторгнут из горла одним и тем же образом, в соответствии с партитурой. Потом было уже задачей режиссера осуществить комбинации крупных планов, flash-back, съемок сверху и прочих приемов монтажа.
— Как трудно было для Вас стать оперной звездой?
— Мне неизменно помогали все, кто был рядом со мной. Мои родители, друзья, педагоги, мой муж. Они предоставили мне возможность думать только о пении. Это немыслимая роскошь — мочь забыть о жертвах и наилучшим образом выразить свои способности, что впоследствии превращается в искусство. После этого ты входишь в непосредственный контакт с «твоей» публикой и тогда сознание, что ты — примадонна, отходит на второй план. Когда я интерпретирую Тоску, я полностью осознаю, что все женщины идентифицируются со мной.
— Каковы Ваши отношения с мужем, знаменитым франко-сицилийским тенором Роберто Аланьей? «Два петуха в одном курятнике»: не приходилось ли вам наступать друг другу на ноги?
— В конце концов, мы все обращаем в преимущества. Представляете ли Вы себе, что значит изучать клавир дома, имея в распоряжении одного из лучших — нет, лучшего певца мировой оперной сцены? Мы знаем, как подчеркнуть достоинства друг друга, и каждое его критическое замечание для меня — повод к безжалостному самоанализу. Это как если бы человек, которого я люблю, был не только Роберто, но еще и оперный персонаж: Ромео, Альфред и Каварадосси в одно и то же время.
Примечания:
* Премьера фильма «Тоска» состоялась в прошлом году
на Венецианском кинофестивале. См. также рецензию на запись
«Тоски», легшую в основу звуковой дорожки фильма, в разделе «Аудио
и Видео» нашего журнала.
** Именно в этом театре в 1994 году состоялось триумфальное
«рождение» новой звезды в знаменитой постановке «Травиаты»,
осуществленной Г.Шолти.
Интервью с Анжелой Георгиу опубликовано в журнале L’Espresso
10 января 2002 г.
Перевод с итальянского Ирины Сорокиной