Taras Bulba
Балет в 4 актах (10 картинах).
Композитор В. Соловьев-Седой, сценарий (по мотивам одноименной повести Н. Гоголя) С. Каплана, балетмейстер Б. Фенстер, художник А. Константиновский, дирижер П. Фельдт.
Премьера состоялась 28 июня 1955 года в Государственном академическом театре оперы и балета имени С. М. Кирова (Мариинский театр).
1. Двор Тараса Бульбы. Его сыновья Остап и Андрей приехали из киевской бурсы. Любовно насмехаясь над их бурсацким одеянием, Тарас радостно обнимает сыновей. Более кроткий Андрей смущен, но горячий, не терпящей малейшей обиды Остап готов кулаками отстоять свою честь, несмотря на то что обидчик — отец. Прибежавшая мать разнимает кулачный бой отца и сына.
Собираются гости поглядеть на вернувшихся в отчий дом молодцов. Молодежь затевает танцы. Старики вспоминают былые походы.
Темнеет. Гости расходятся. Оставшись наедине с Оксаной, Остап говорит ей о своей любви и получает ответное признание.
Тарас зовет сыновей спать. Завтра, чуть свет, в путь, в Сечь. Все уснули. Не спит только мать у изголовья сыновей.
Рассвет. Простившись с домом, сели на коней Тарас и сыновья, а мать припала к стремени младшего. Без конца тянутся степные просторы. Остановившись у кургана, Тарас с сыновьями помянули добрым словом зарытых там казаков и снова тронулись в путь. Каждый во власти своих дум.
Андрей вспоминает себя в Киеве. Смущенный, весь в саже вылезает он из камина и оказывается перед полюбившейся ему Панночкой. Увидев у себя в комнате бурсака, она сначала испугалась, но, поняв, какое чувство привело к ней Андрея, развеселилась. Час, прошедший в играх, смехе и шутках, Андрей не может забыть. Очнувшись от грез, Андрей услышал звенящую тысячами голосов степь. Сечь близка!
Отец и сыновья дали клятву верности отчизне, наполнили ладанки родной землей и снова пустились в путь.
2. Днепр. Тарас с сыновьями въехали в пределы Запорожской Сечи. Буйная пляска запорожцев. Остап и Андрей тоже пускаются в пляс.
В самый разгар веселья появляется вестник Петро и рассказывает о зверствах шляхты. Выбрав нового атамана, Сечь выступает в поход.
Под крепостью Дубно расположился запорожский лагерь. Войско спит. Не дремлет только Андрей, погруженный в мечты о Панночке. Вдруг мелькает какая-то тень. Андрей видит татарку, служанку Панночки. Приложив палец к губам, она рассказывает Андрею, что Панночка в осажденном городе два дня ничего не ела. Забыв о долге перед отчизной, движимый любовью и состраданием к Панночке, Андрей уходит во вражеский стан. Враги нападают на спящих казаков. Завязывается бой. Оттеснив Тараса, враги связывают и уводят Остапа.
Андрей же с татаркой проходит подземным ходом в костел, где его ждет та, ради которой он забыл и родину, и долг, и отца. Во власти любви к Панночке, Андрей по настоянию иезуитов отрекается от своей веры.
3. Бал. Шляхта ликует — запорожцев удалось оттеснить, осада города снята. В торжественном полонезе, горделивой мазурке, кокетливом краковяке проносятся пары. Появляется Андрей, одетый в сверкающие доспехи. Ему не по себе: гнетут мысли об отце, казаках. Даже улыбающаяся Панночка не в силах вернуть Андрею покой. Воевода, отец Панночки, предлагает поднять тост за нового рыцаря, но шляхта с пренебрежением отказывается.
Вводят пленных запорожцев. Окровавленные, в лохмотьях, но гордые и сильные духом, они издеваются над «победителями». Андрей отдает пленному Петру свою ладанку. Последняя нить, связывавшая с родиной, обрывается. По знаку Андрея Петро отпускают.
4. Лес. На поляне Тарас и Петро, принесший страшную весть. Тарас увидел во главе вражеского отряда Андрея и приказывает заманить его в лес. Стоят друг перед другом отец и сын. Повалился Андрей на землю, сраженный пулей отца.
Горе согнуло Тараса. Сразу постаревший сидит Тарас, погруженный в думы. Его обступают видения. Он видит Остапа и Оксану, охваченных трепетом первого чувства, страшную картину казни Остапа, слышит предсмертный крик сына. Жажда мести, ненависть к врагам возвратили силы старому Тарасу.
Снова бой! Тарас разит ненавистных шляхтичей, но в разгар схватки роняет свою трубку, спутницу всех походов. Он нагибается за ней, а вражеская ватага набегает, скручивает его и уводит в плен.
И когда привязанный к могучему дубу, отданный во власть огня Тарас доживает последние мгновения, он видит, как вся земля, весь народ встали на борьбу с врагами. Полки за полками поднимают боевые знамена. И вот уже лес знамен шумит над родной землей, гордой отвагой своих сыновей, таких же верных и неодолимых, как Тарас Бульба.
* * *
История постановки балета «Тарас Бульба» в Ленинграде началась еще в довоенные годы. Композитор Василий Соловьев-Седой написал музыку на обстоятельный и весьма близкий к гоголевскому оригиналу сценарий солиста балета Кировского театра Семена Каплана (правда, оркестровать клавир пришлось целой группе музыкантов). Предполагалось, что ставить балет будет Ростислав Захаров, но тот предпочел поставить свой спектакль в Москве. К постановке привлекли балетмейстеров Федора Лопухова, Ивана Ковтуна и художника Вадима Рындина — премьера состоялась 12 декабря 1940 года.
Несмотря на прекрасно поставленный первый акт, спектакль прожил недолгую жизнь, состоялось всего 15 представлений. Отзывы критики были в основном положительными. Выделялись лишь страстные упреки молодого критика Владимира Голубова (Потапова). Он упрекал Лопухова в измене своим идеалам: «С каких это пор Ф. Лопухов стал сторонником легкого пути в искусстве? Самое сложное и важное для танца он в спектакле обходит, не в пример тому, как поступал прежде... Где его былая взыскательность? Почему он согласился ставить спектакль в сусальных декорациях Рындина? Украина здесь представлена одними подсолнухами на фоне мутного горизонта. Как Ф. Лопухов, человек со слухом и со знанием музыки, мог примириться с упражнениями Соловьева-Седого, которые скорее напоминают вольное попурри из знакомых песен, чем партитуру балета?».
В целом для Лопухова, вернувшегося в родной театр после почти десятилетнего перерыва, спектакль стал компромиссом между его художественными принципами и «требованиями времени». Среди исполнителей премьеры были Михаил Дудко (Тарас), Сергей Корень (Остап), Вахтанг Чабукиани (Андрей), Наталья Дудинская (Панночка), Алла Шелест (Оксана). В этой и последующих постановках балета гоголевский Андрий сознательно именовался Андреем.
Не стал большой творческой удачей и «Тарас Бульба», поставленный в Большом театре в марте 1941 года. Здесь музыка Соловьева-Седого была официально оркестрована Дмитрием Рогаль-Левицким, Ростисав Захаров выступил не только как балетмейстер, но и как соавтор сценария, дирижировал Юрий Файер. Главные партии исполняли Лев Лащилин (Тарас), гость из Ленинграда Констатин Сергеев (Остап), Михаил Габович (Андрей), Марина Семенова (Панночка), Ольга Лепешинская (Оксана).
Когда в 1950-х годах стал вопрос о желательности вернуть «Тараса Бульбу» в Кировский театр, постановку балета было решено поручить новому главному балетмейстеру Борису Фенстеру. Значительная часть тематического материала обеих редакций совпадала, но в новом варианте этот материал представал в значительно более развитом виде. Был добавлен целый акт бала у польского магната.
Стремясь воплотить монументальный масштаб повести Гоголя, Фенстер нашел свежие художественные возможности хореодрамы. Богатырский образ Сечи складывался из многих частей. Центром был Тарас, могучий, гордый, нарисованный густыми мазками пластической пантомимы. Танцевальные партии его сыновей были контрастно противоположны. Каждый запорожец имел свою живописную тему. Характеры большинства персонажей задавались в пантомиме, а затем развивались в танце. Образ народной силы, показанный в картине Сечи, достигал кульминации в сцене пленных запорожцев во дворце польского магната. Скованные одной цепью, они медленно колыхались и начинали пляс на месте, пляс дерзкий, насмешливый, гордый. Танец окровавленных, плененных, но не сдавшихся людей звучал как акт высокого героизма и стойкости.
Назвав балет «заметным событием», историк балета Вера Красовская отмечала: «Композитор и балетмейстер пошли по пути танцевального действия. Танец героев не свелся к монологам и диалогам с железным словесным подстрочником. Он часто воспринимался как пластическая ария или дуэт, где комплекс движений, абстрагируясь от прямого, наглядного смысла, обращался к эмоциональному восприятию зрителя. Также и массовый танцевальный образ казацкой Сечи был воплощен в музыкально-пластическом действии, во многом отличном от режиссерских мизансцен драматического спектакля. Там же, где балетмейстер сдавал позиции, там, где действие не танцевалось, а иллюстрировалось, — там спектакль переставал быть балетом, не обретая вместе с тем возможностей прозаической драмы, а больше всего походя на немую оперу, зрелище, признаться, не из самых завораживающих».
Премьерные спектакли танцевали: Михаил Михайлов (Тарас), Аскольд Макаров (Остап), Константин Сергеев (Андрей), Наталья Дудинская и Алла Шелест (Панночка). Увы, прежние исполнители за 15 лет не помолодели. Спектакль возобновили в 1962 году с молодыми исполнителями. Всего этот «Тарас Бульба» выдержал 36 представлений.
А. Деген, И. Ступников