«Добровольцы» (1958) — один из лучших фильмов Оттепели, где в идеальной гармонии соединилось всё то, что часто невозможно соединить — увлекательный, динамичный сюжет, идеология, эстетика.
В кадре — удивительно красивые актёры, как мужчины, так и женщины. Воздух, движение, ощущения, куда-то ведущие дороги юности… Страна Советов прокладывает свои пути.
А ещё — дивное созвучие поэзии с прозой, ибо в основу легла поэма Евгения Долматовского: «Они заблудились меж просек оленьих, / Под сенью берез и весенних созвездий / Влюбленные завтрашнего поколенья, / Как просто вам будет в Сокольники ездить…»
Композиция выстроена таким образом, что диалоги переписаны прозой, а лирические отступления говорятся стихами. Интереснейший феномен — ощущение эпох.
1930-е годы явлены, как абсолютное эпическое время, как легендарное «давным-давно», хотя, свидетели славных вех были не только живы, но и относительно молоды.
Тогда время словно бы растягивалось, так как происходило слишком много значимых событий и люди сами себе казались историческими портретами. Ещё один важный момент — подбор актёров.
Типажи 1930-х — особенно Пётр Щербаков, который не всегда был…товарищем Бубликовым — в юные лета он напоминал Сергея Столярова, и это сходство всячески подчёркивается.
А как прекрасны там Леонид Быков и Михаил Ульянов… Какая там Элина Быстрицкая в красной косынке! А задорная Людмила Крылова в лётном костюме… И Микаэлла Дроздовская… лёгком в платьице выпускницы 22 июня 1941 года.
«Добровольцы» — это энергия молодости, энтузиазм золотого (да!) поколения, вынесшего на своих плечах и стройки, и войны. Личные переживания людей вплетаются в биографию страны. Начало — строительство метрополитена в Москве.
Тысячи ребят стремились попасть на метрострой — это было круто. Это был пульс страны. Общежитие, влюблённости, поездки в Сокольники на трамвае — более часа.
Между делом произносятся важные слова — не только о чувствах, но и о том, что подземка нужна Москве в кратчайшие сроки. В те годы стояли колоссальные пробки…из трамваев, идущих длинными цепочками.
Герои фильма проходят через все испытания, очерченные судьбой. Звучит тема интербригад Испании, сражений на Халхин-Голе, подготовки к большой оборонительной войне. Патетична и — по-человечески страшна гибель девушки Маши (Людмила Крылова), которая ставила рекорд, задерживая раскрытие парашюта.
Она искала оптимальную точку. Зачем? Чтобы в условиях высадки купол не был виден врагу: «И в этот миг, предельно малый, / Я понял — милый мой дружок, / Ведь ты ж меня тогда спасала, / Нарочно затянув прыжок».
Показаны и обвинения Кайтанова (Михаил Ульянов) в якобы- вредительстве. Болезненный момент, но он тоже нужен — и Лёля Теплова (Элина Быстрицкая) делает всё, чтобы с её супруга было снято ложное обвинение.
Любовь супружеская и — любовь-служение — Лёша Акишин (Леонид Быков) влюблён в Лёлю, никого не видя вокруг, и в последние свои минуты на гибнущей подводной лодке пишет о своём неугасимом чувстве.
С точки зрения искусства этот фильм — идеален, так как в нём есть Эрос и Танатос, имеется и пафос, но он искренний и лишён кумачовой натужности. Да, натуга и чрезмерность появляется там, где нет честности.
А тут она есть — и Евгений Долматовский (он же автор сценария), и режиссёр Юрий Егоров проживали всё то, о чём делали картину. И, что самое важное — зрители до сих впечатлены этой киноисторией.
Тут всего за полтора часа нам явили несколько линий, переплетённых с жизнью общества и мира, при том, что повествование вовсе не кажется резаным и рубленым, тут всё на месте, а потому фильм на века.
Галина Иванкина
Источник: газета «Завтра»