Двенадцать дирижёров

17 июля в Концертном зале имени Чайковского завершился Международный дирижерский мастер-класс художественного руководителя оркестра Московской филармонии, профессора Юрия Симонова. Гала-концерт в столице показал слушателям новых дирижеров. Звучала в этот вечер классика, любимая и популярная по всему миру.

Прошедший мастер-класс носил статус Первого международного, но не был первым для его руководителя. С 1994 года Юрий Симонов десять раз провел подобные мастер-курсы в России и за рубежом. Инициатором проведения одиннадцатого в столице выступили Министерство культуры России и Московская государственная филармония.

Участников отбирали полгода по видеозаписям.

Из 58-ми кандидатов в Москву пригласили только девятнадцать. В Гала-концерте приняли участие двенадцать. Почему двенадцать, а не девятнадцать?

Ситуацию прокомментировал маэстро Симонов: «Если бы мы допустили всех, то нужно было бы третье отделение организовывать, а у вас же метро, вы помните... Но в следующий раз и другие подирижируют, правильно?»

Большинство участников приехали на мастер-класс из стран СНГ.

«Это — политический момент, — заметил Юрий Иванович. — Это очень важно, потому что культура едина», — добавил он. Среди участников были и музыканты из Японии, США, Испании, Сингапура и Хорватии. На мастер-классе встретились люди разных национальностей и возрастов: учились дирижировать те, кому от 17-ти до 51-го года.

Двенадцать дней — слишком короткий срок, за который трудно познать все тайны дирижирования и стать великим. Наверное, это вряд ли нужно. Здесь важно другое: направить свою работу к достижимой цели, быстро исправить ошибки в мануальной технике.

«Дирижер как профессия — это центр культуры, — подчеркнул Юрий Симонов.

— Подготовка хорошего дирижера — штучный товар, и это не делается десятками, сотнями, тысячами». Маэстро также отметил, что на подготовку дирижера иногда уходит больше десяти, пятнадцати лет, иногда двадцати лет.

«Ведь что такое дирижер? Он должен учить других. Это же надо, знать, что сказать, когда сказать, когда промолчать...», — признался профессор.

Распорядок работы мастер-класса был неизменен две недели: четыре часа за дирижерским пультом перед оркестром, часовой перерыв на обед, а после — пять часов занятий под аккомпанемент фортепиано. На заключительном гала-концерте выступили те, кто был способен доставить удовольствие, вызвать сочувствие и получить поддержку слушателей.

Выбор оркестра и руководителя был безупречным: максимум мастерства в миниатюрах и развернутых по форме сочинениях.

Пятью увертюрами дирижировали Роман Балтаг (Молдова), Юрий Караваев, Владимир Оводок (оба — Беларусь), Берик Джайлаубаев (Казахстан) и Юта Симидзу (Япония). Пьесы из циклов выбрали к Гала-концерту Алина Слободян и Назарий Яцкив (Украина). Антракты к операм предстали в версиях Кэтрин О’Шонесси (США) и Владимира Заводиленко (Украина). Свое прочтение одночастной поэмы продемонстривал Ка Чун Вонг (Сингапур).

Особенно свежо звучал Вальс к «Маскараду» у Расула Клычева (Туркменистан), который был в нюансах тонок и предельно ясен. Открытием вечера стали «Половецкие пляски» под управлением Хетага Тедеева (Россия), исполненные технично и музыкально.

Закрыть мастер-класс поручили кукольной фигурке «тринадцатого» дирижера,

которую Юрий Симонов убрал в маленькую коробку на глазах у слушателей и участников. «Если Бог даст, мы еще его выпустим», — заверил при этом маэстро.

Дирижерский гала-концерт завершил не только мастер-класс, но и концертный сезон Московской филармонии. Через полтора месяца — шестого сентября — будет дан старт новому сезону.

В его первый вечер за пульт Российского национального оркестра встанет всемирно известный дирижер Михаил Плетнев. За каждым из его жестов будут пристально следить те, кто совсем недавно дирижировал в рамках летнего мастер-класса профессора Юрия Симонова на сцене Концертного зала имени Чайковского.

реклама