«Александр» Оливера Стоуна
Странную во всех отношениях ленту снял американский действующий классик Оливер Стоун. Странную тем более, что в России его «Александр» выйдет без купюр, стало быть, мы имеем более полное и точное представление о его замысле.
Начав свою карьеру с ярких антимилитаристских фильмов-памфлетов («Сальвадор», «Взвод», чуть позже был яростный пацифистский байопик «Рожденный 4 июля» о судьбе ветерана-инвалида вьетнамской войны Рона Ковика), Оливер Стоун влился в ряды откровенных милитаристов, которым уже неважно, какая же, собственно, идет война. Важно то, что воюют хорошо, и в его новой работе война снята не просто впечатляюще, но именно что красиво, с большим удовольствием от процесса. (Вспоминается фрагмент из давнего документального фильма Алексея Учителя «Рок». Молодой Гребенщиков с пафосом комментирует свое исполнение песни молодого Вертинского: «Многие спорили: по поводу какой войны эта песня? Врете вы все: не бывает разных войн». В тот момент наша страна воевала в Афганистане...) Под знамена нынешнего кровавого миллениума встали и античные воины: мода на античные фильмы в самом разгаре, призывы к богу войны Аресу слышны куда громче, нежели к Афине.
«Александр» Оливера Стоуна — сколь впечатляющий, столь и примитивный гимн войне как элементарному цивилизационному механизму. Александр Македонский в трактовке авторов «Александра», а вернее, его стареющего соратника Птолемея (Энтони Хопкинс) просто-напросто принес цивилизацию на другой край мира, из Греции в Афганистан... Комментарии излишни. Реплики Птолемея относительно цены завоеваний подчеркнуто даются в сторону, он даже просит своих многочисленных секретарей не переносить эти его слова на папирус. Как выясняется, толковые писцы и не подумали предать вечности этот взволнованный пассаж («Куда приводят нас мечтатели?...»). Зато тщательно законспектировали все, что тот думал относительно родителей своего харизматического друга, особенно мамы, ближайшего приятеля Александра Гефестиона, прочих товарищей, а также их многочисленных любовников (из песни слов не выкинешь, зато «это» подредактировали в зарубежных прокатных версиях) и куда меньших числом подружек. Равно как и обильное количество синонимов слова «дикарь», прозвучавшее в этой картине, — и тут не дрогнула рука, а поток эпитетов лился бесконечно.
Честно говоря, в идейное ренегатство Оливера Стоуна веришь с большим трудом. Может быть, его просто неправильно поняли, и на самом деле он снял фильм о том, что все великие цивилизационные рывки осуществляют люди с девиациями, доступно выражаясь, из «неблагополучных семей»? В эту версию поверить уже легче, хотя, как мне кажется, фильм «Александр» очень сильно испортил трафаретный, небрежный дубляж. Если пару раз отвлечься от очень качественного, впечатляющего изображения, то полное ощущение, что из динамиков транслируют некий пародийный псевдолатинский сериал, где несколько героев, в частности некто Филипп, Олимпиада и сын их Александр, в визгливой манере выясняют отношения. Не хватает только мощного пролета сковородки в dolby-звучании... Коллизия и впрямь «не первой свежести» даже для обитателей панельных многоэтажек: не разделив дворца и не разъехавшись с мамой старшего сына, одноглазый ветеран всех возможных войн Филипп Филиппович (Вэл Килмер), человек прямой, армейской закваски, привел в дом новую жену Эвридику. Первая жена Олимпиада (Анжелина Джоли), хоть и сама хороша, хоть и утверждала, что сын Александр (Колин Фаррел) не от Филиппа (был у нее, видите ли, некий загадочный контакт на ближайшем пляже), злобствует сутки напролет. Бедный «Саша» и отправляется на войну... А куда ему еще податься? Вот вам и главная ставка Александра Македонского в игре «стань властителем Вселенной».
Несмотря на то что подобный ход мыслей представляется всего лишь шуткой, почерпнутой из фельетона, фильм все-таки следует досмотреть до конца, до итоговой речи Птолемея, дабы понять, что именно так и думает Оливер Стоун. Что касается битв и вообще спецэффектов, то разве можно было сомневаться, что они будут не на уровне? Гораздо сложнее с актерами, которые все-таки должны были играть не прототипов для компьютерных игр (что, в частности очень хорошо получается у эффектной Анжелины Джоли). И не напоминать зрителю, пресыщенному модой на пеплумы, куда более «античных» с виду коллег по голливудскому цеху. Похоже, что это уже случай исполнителя заглавной роли Колина Фаррела (ирландца по рождению!), тщательно и нелепо загримированного под Брэда Питта, недавно снявшегося в роли Ахиллеса в «Трое»: собственно, раз уж сам Македонский «строил биографию» с этого героя Троянской войны, то почему режиссеру не делать с актера из «Трои» своего Александра. Все-таки они должны были донести до зрителя хоть толику легендарной харизмы своих героев.
Получилось только у артиста Джареда Лето, сыгравшего того самого глубоко неоднозначного Гефестиона, что с детства преследовал Александра своей любовью. Глядя на актера по фамилии Лето, понимаешь и в полной мере, что же имел в виду писатель Оскар Уайльд, когда утверждал, что красота есть род гения. Если любитель экранной чернухи Оливер Стоун затеял всю эту эпопею только для того, чтобы еще раз кивнуть мудрости Уайльда и рассказать, из какого сора растут военные победы, то стоит поразиться долготерпению его продюсеров. Историю про Гефестиона и его друга можно было рассказать куда как более камерно.
Анастасия Машкова