«Летние сны» как пример плохого кино

Для меня важны не только хорошие советские фильмы, но и средненькие, даже — дypацкие. Те, которые и в момент выхода все ругали — не лишь критики, но и зрители, да и сейчас невозможно смотреть, даже из чувства ностальгии. Вот из исследовательского интереса — пожалуй.

Неудачное произведение отражает свою эпоху ничуть не хуже талантливой вещи, а порой и лучше. Итак, сегодня поговорим об ужасной комедии «Летние сны» (1972), снятой по мотивам пьес Анатолия Софронова о кубанской стряпухе Павлинке.

Это можно было снять в ином стиле и вышла бы нормальная комедия — не шедевр, быть может, но и не ужас. Однако в конце 1960-х — начале 1970-х на Европу обрушилась популярность «Шербурских зонтиков» (1964) и «Девушек из Рошфора» (1967), где всё и вся должно было петь, плясать и выдавать порции музыкального оптимизма.

Имелись там и особые цветовые приёмы — например, коллективный танец в одинаковых блузах на фоне одинаковых машин и тому подобное (взятое европейцами из голливудских постановок). В странах социализма это направление муз-комедий и муз-мелодрам попытались пристегнуть к производственно-профессиональной тематике.

Доводилось видеть ГДР-овские фильмы, где поют-пляшут парни из авторемонтной мастерской, студенты с книжками, девушки-работницы на выходе с комбината. В Советском Союзе тоже снимали подобное кино. Порой — удачное, а в большинстве случаев — нет.

В СССР отлично делали ретро-водевили, но они появятся ближе к середине 1970-х. Лет 15 назад, ещё в Живом Журнале я назвала это направление «кабачковым кино», так как оно было сродни «Кабачку 13 стульев» — популярной телепередаче, где красивые и (или) обаятельные актёры двигались под музыку, шутили, развлекали.

Другой, даже где-то более близкий аналог — так называемые Бенефисы, которые в 1970-х годах ставил на телевидении Евгений Гинсбург. Музыкально-развлекательные программы, объединённые общей идеей, которая терялась, да и не была особо нужна. В тех комедиях — ровно то же. Правда, Кабачок и Бенефисы давали больше драйва, чем те кинокартины.

Да, глубинным смыслом тех сюжетов был социальный оптимизм, и это прекрасно. Это по сию пору прекрасно! Рубеж 1960–1970-х — это когда советский человек стал жить намного лучше, чем его отцы и деды, но при этом ещё не скатился к всё заслонившей формуле «хрусталь-ковёр-машина-дача». Солнечный полдень развитого социализма.

Поэтому все эти «сны» — летние и не очень можно посмотреть, хотя бы, ради бэкграунда, как это ныне зовётся. Фабула — банальна. В кубанское село приезжает интеллигентная блондинка Маша (Галина Федотова, поющая голосом Валентины Толкуновой), дабы руководить в клубе художественной самодеятельностью.

Кстати, эта же Федотова играла в удачном варианте кабачкового кино — в «Льве Гурыче Синичкине» (1974), где интересны все, кроме главной героини. Но вернёмся к снам, которые летние. Разумеется, мужчины устремляются…к культуре, а их жёны — Галина и Павлина (дуэт Людмилы Гурченко и Натальи Фатеевой) начинают ревновать, выслеживать и даже мешать.

В дело вмешивается местный сторож дед Слива (Николай Трофимов), в воображении, точнее в снах которого может случиться 1) похищение 2) убийство на почве ревности. Вмешивается милиция в лице капитана Галушки. И единственная годная роль фильма — милиционер-Георгий Бурков, что не поддался общему стилю.

В финале все понимают, что Маше нравится местный гуманитарий с гармонью — Андрей Пчёлка (очень юный Евгений Герасимов). Вся эта love-crime-story сопровождается какими-то истошными плясками трактористов и шофёров в синтетических рубашках и плотно обтягивающих брючках; пением задорных и — убогих песенок, о которых думаешь: «Скорей бы они закончились»…

Далее — беготнёй и прыжками, но главное — отвратительной игрой. Выдать такую фальшь — это надо постараться. Точнее — вообще не стараться. Впрочем, рафинированные горожанки Фатеева и Гурченко по любому смешны в образах пейзанок — причём, не важно, каких — кубанских, воронежских, …из-под Тулузы, из штата Огайо, etc.

В общем, смотреть это не нужно. Хотя, даже в сей ужасающей поделке, изруганной критиками и холодно встреченной зрителем 1970-х, есть изюминки — допустим, тогдашняя мода. Мини-юбочки, мощные каблуки, яркая синтетика. Но не только это. Прекрасен тот самый оп-ти-мизм, который буквально разлит в пространстве.

Галина Иванкина
Источник: газета «Завтра»

реклама

вам может быть интересно

В шкуре тапёра Классическая музыка

рекомендуем

смотрите также

Реклама