«Академия смерти» Денниса Ганзеля
Как-то младший Алексей Герман, комментируя свой фильм «Последний поезд», заговорил о том, что прошло достаточно времени со времен Второй мировой войны, что пришла пора простить все. И немцы, и русские были брошены в эту войну, стали ее жертвами. Вроде бы верно, но возникал вопрос: имеем ли мы, не пережившие ту войну, право рассуждать таким образом и говорить о прощении? Но вот Петр Тодоровский снял фильм «В созвездии Быка», одним из героев которого стал молодой немецкий солдат, и тоже заговорил о том, что пришла пора простить. Тодоровский — фронтовик, и его мнение весомо в этой связи, очевидно, действительно пришло время на многое посмотреть иначе.
Немецкие, и не только немецкие, режиссеры постоянно обращаются к теме войны. На прошлой Берлинале вне конкурса показали картину «Мой отец» итальянского режиссера Э.Эронико. Герой его, бывший нацист, проводивший селекционные эксперименты над детьми в годы войны, живет теперь в Бразилии, он просто затерялся в этом мире, скрылся от прошлого. Но у него есть взрослый сын, который разыскивает его по свету, поскольку от комплекса вины не уйти, хоть и говорят, что сын за отца не в ответе. Молодой немец едва справился с искушением и не сдал старика отца в руки местной полиции, не убил дубиной в первозданных пальмовых зарослях. Немка Маргаретт фон Тротта пару лет назад сделала качественную и даже величественную картину «Розенштрассе», показанную на Венецианском кинофестивале, на вечную тему об истреблении евреев в годы войны. Нынешний Берлин премировал «Софи Шоль» — об антифашистском движении в Германии. А венгерская картина «Без судьбы» Лайоша Колтаи о Холокосте — довольно банальная, средняя, к дате — все-таки сделана по зову сердца, не для того только, чтобы хоть что-то снять на заданную тему. Просто не получилась. Но все равно она масштабная, грандиозная по замыслу. А у нас на отличный военный сценарий Дунского и Фрида, за который никто браться не хотел лет 20, нашлось теперь у государства только 500 тысяч долларов. Разве можно на сей скромный бюджет осилить столь масштабную тему? А говорят, денег достаточно выделили на освоение военной тематики. Но как-то выкрутились. Помог «Первый канал», в итоге сняли симпатичную камерную картину «Время собирать камни». В активный прокат она к Дню Победы выпущена не была. Зато год назад показанный в Карловых Варах фильм немца Денниса Ганзеля «Напола» 5 мая выходит в российский прокат под названием «Академия смерти».
События его происходят в фашистской Германии в 1942 году в элитной нацистской школе системы «Напола» (Национально-политическая академия, где обучали будущих гауляйтеров Сибири и Чикаго). Тут воспитывается будущее Третьего рейха, жесткие, беспощадные юноши, которые, по расчетам Гитлера, должны заставить весь мир содрогнуться от ужаса. Подростки из самых скромных рабочих семей получают шанс изменить свою жизнь, сделать карьеру, служа верой и правдой фюреру. Картину эту можно было бы назвать «Мальчики», позаимствовав у Достоевского название одной из глав «Братьев Карамазовых». Такие же неокрепшие создания, хрупкие, получающие первые уроки жизни, довольно жестокие. В данном случае дело даже не в муштре и унизительных наказаниях, когда того, кто ночью намочил свою постель, заставляют публично, на глазах у одноклассников, отлить на матрас. Подростков лишают права на собственное мнение и права выбора, подвергают суровой идеологической атаке. Предлагаемая им тема сочинения звучит так: «Зимний ландшафт как составная часть германского героического эпоса». Настоящие арийцы должны гордо нести по жизни все преимущества своей славной родины.
Главный герой 16 лет — Фридрих Веймар — ради того, чтобы попасть в элитную нацистскую школу, убегает из дому, а его отец, препятствовавший поступлению сына в столь престижное заведение, подвергнется репрессиям. Другой мальчик, сын фашистского чиновника, Альбрехт Штайн, — нежная душа, поэт — никак не может смириться с правилами жизни, навязанными ему отцом и школой. В итоге он погибнет, картинно, излишне кинематографично, но все равно трогательно и пронзительно. Добровольно уйдет из жизни, нырнув в прорубь. Он словно за стеклом, под толщей льда, будет плыть как рыба. Фридрих даже будто коснется его руки, через лед, но изменить уже ничего будет нельзя. Подростков отправят в ночную карательную операцию (это их первое боевое крещение), они вступят в схватку с такими же, как сами, юными русскими военнопленными, бежавшими из концлагеря, только безоружными. Собственно, это и станет последней каплей, заставившей уйти из жизни Альбрехта. Он напишет сочинение, осуждающее фашистов, скажет, что убивать безоружных — позор. И сочинение сына могло бы стоить карьеры его отцу.
Удивительно на первый взгляд, что режиссер «Девочек сверху» Деннис Ганзель вдруг обратился к истории нацистских спецшкол. Но оказалось, что его дед работал инструктором в одной из них. Кое-что из его рассказов вошло в адаптированной форме в «Академию смерти». До сих пор выпускники этих заведений занимают важные посты в политике и экономике Германии.
Таких школ в Германии было около 40, каждый второй их выпускник погиб, будучи призванным в последние дни войны на фронт. Фридриху, герою фильма, еще повезло. Его выкинули из школы прямо в шортах в зиму и снег как слабака, не оправдавшего надежд.
«Академия смерти» — далеко не шедевр, среднее, но довольно качественное кино, которое вызывает сочувствие к героям, попавшим в жернова политики и войны. И им будет сострадать мир. Где только наши новые отечественные фильмы, хоть сколько-нибудь адекватно рассказывающие о человеке на войне? Никита Михалков в свое время очень много говорил о картине Спилберга «Спасая рядового Райана», которая его поразила, и он мечтал снять фильм о том, как русские спасали этот мир. Но так и не снял. А теперь у молодого поколения планеты складывается впечатление, что победу обеспечили прежде всего американцы и европейцы (если судить по американскому и европейскому кинематографу), а о том, что русские имели касательство к ней, знают мало даже у нас, как это ни странно.
Светлана Хохрякова