«Оперный класс» в пандемийном формате
«Амадеус: лаборатория оперы» – название новой театральной продукции, созданной в рамках ежегодного Молодежного образовательно-творческого проекта «Оперный класс». Почин был положен год назад, а в нынешнем году в разгар пандемии – притом, что формат и ключевые игроки проекта остались прежними – творческий итог усилий организаторов и вовлеченных в процесс специалистов музыкально-театрального профиля ожидаемо вобрал в себя непростые суровые реалии, которые принес в нашу жизнь COVID-19. Нанеся «удар ножом из-за угла» каждому человеку на планете, он больно ударил и по театру, и по опере, и по музыкально-концертной сфере.
Организатор проекта – Благотворительный фонд поддержки музыкального искусства «Фонд Елены Образцовой», а музыкальный руководитель – Дмитрий Корчак в ипостаси дирижера: год назад именно он и стал его инициатором. Художественный руководитель проекта – Эрнесто Паласио, суперинтендант Россиниевского оперного фестиваля в Пезаро и художественный руководитель Россиниевской академии имени Альберто Дзедды. И если в прошлом году в работе проекта в Москве он принял непосредственное активное участие, то в этом году, в силу сложившихся обстоятельств, держать руку на творческом пульсе проекта смог лишь дистанционно в онлайн-режиме. «Оперный класс» 2020 года прошел с 25 октября по 8 ноября, и спектакль «Амадеус: лаборатория оперы», за дирижерский пульт которого встал Дмитрий Корчак, был показан в последний день на сцене «Новой Оперы».
В этой постановке принял участие Московский камерный оркестр «Musica Viva», и благодаря ее оригинальной сложносочиненной форме – речь об этом еще впереди – в ней удалось в той или иной форме задействовать поразительно большое количество участников проекта – 19 из 28. Понятно, что в прошлом году на «Золушке» Россини в постановке театра «Новая Опера», осуществить такое было просто невозможно. А успехи занятой в новой постановке команды певцов публика могла оценить после того, как серию занятий и мастер-классов в рамках «Оперного класса» с ними провела команда педагогов.
В их числе – Дмитрий Вдовин (художественный руководитель Молодежной оперной программы Большого театра России) и Марина Мещерякова (в прошлом оперная певица, карьера которой, начавшись в Большом театре России, быстро вышла на международную орбиту, что привело артистку на сцены многих оперных домов и фестивалей Европы и Америки). В числе педагогов также Анна Кривченкова (коуч по вокальной итальянской фонетике и вокальный педагог, в прошлом оперная певица, а ныне преподаватель кафедры оперного пения Национальной музыкальной академии Украины). Альянс с педагогами при работе с певцами составили концертмейстеры Александр Широков, Елизавета Дмитриева, Валерия Прокофьева, Сергей Семёнов и Елизавета Малашенко.
Еще в прошлом году стало ясно, что проект «Оперный класс», родившийся в России, создан по образу и подобию летней Россиниевской академии в Пезаро. Но в этом году 41-й Россиниевский оперный фестиваль в Пезаро из-за пандемии состоялся в адаптированном компромиссном формате. В его программе как полноценная оперная постановка остался лишь «Брачный вексель» – кстати, также с Дмитрием Корчаком в качестве дирижера. При этом всегда предшествующая фестивалю молодежная Академия тогда так и не состоялась. А в качестве компенсации на ноябрь – впервые в истории фестиваля в Пезаро – было анонсировано его осеннее дополнение.
А перед ним прошла и Россиниевская академия 2020 года, новые даты которой (19 октября – 1 ноября) частично совпали с нашим «Оперным классом». Но 6 ноября в Италии был введен новый карантин, отменивший все зрелищно-массовые мероприятия, и в этой ситуации было решено, что осенняя фестивальная программа, анонсированная в Teatro Rossini, пройдет без публики, но в общедоступном для всех желающих онлайн-режиме. Под прямые интернет-трансляциями на сайте фестиваля попали клавирабенд Алессандро Марангони с подборкой из «Грехов старости» Россини (14 ноября); программа, в которую вошли никогда еще не звучавшие в Пезаро «Miserere» и «Миланская месса» Россини (15 ноября); оперный хит Россини «Севильский цирюльник» в постановке фестиваля 2018 года, намечавшийся ранее на 25, 27 и 29 ноября; и наконец, молодежное «Путешествие в Реймс» Россини с выпускниками Россиниевской академии 2020 года (26 и 28 ноября).
К счастью, финалу «Оперного класса» в Москве весьма непростая эпидемиологическая обстановка не помешала, и его свидетелями 8 ноября мы смогли стать вживую, придя в театр. Идею синтетической постановки, которая в результате получила название «Амадеус: лаборатория оперы» и в которую вошли фрагменты из знаменитой триады опер Моцарта на либретто Лоренцо да Понте, предложил Дмитрий Вдовин. Эту идею подхватил Дмитрий Корчак: на уровне списка он наметил набор музыкальных номеров, которые, согласно его концепции, должны были соединиться в связное целое посредством речитативов.
Выстраивание предложенного дирижером набора фрагментов из «Свадьбы Фигаро» (1786), «Дон Жуана» (1787) и «Così fan tutte» (1790) в драматургически цельную пьесу осуществил сценарист этой постановки Григорий Шестаков. Естественной предпосылкой к этому стало то, что в основе сюжета каждой из опер лежат дела амурные и в каждой есть элементы маскарада, однако «опереточные» переодевания принимаются за чистую монету лишь теми, кому адресованы, и всегда абсолютно прозрачны для публики в зале. Слово «маска» в смысле «карнавальная» сразу же рождает ассоциацию на злобу дня с защитной маской, ношение которой в условиях пандемии теперь строго обязательно. Это обусловило то, что на основе стройной сценарной сборки фрагментов либретто режиссер постановки Сергей Широков создал впечатляющий двухактный перформанс, красной нитью которого через сюжетные перипетии опер Моцарта проходит тема сегодняшней пандемии.
Добровольные участники психологического эксперимента – наши современники, и они собираются в замкнутом пространстве двух изящно меблированных комнат, соединенных коридором-перешейком. Строгую минорную сценографию, властно погружающую в ауру саспенса, придумала Валида Кажлаева, а художниками по костюмам выступили Полина Ханевская и Екатерина Новак. Тройка молодых постановщиц, дебютировавших в этом оперном проекте, – студентки Российского института театрального искусства (ГИТИС). Квартира-студия, в которой оказываются 19 индивидов, – первый этаж сценографической конструкции. Второй этаж – огромный (достающий до колосников сцены) проекционный экран. На нём крупным планом (или множественными планами) возникает ряд моментов происходящего внизу (в формате снятого кино и с эффектом видео в реальном времени), а субтитрами даются пояснения текущего момента и – время от времени – цитаты из авторов эпохи Просвещения, тонко иронизирующих над тем, что происходит с героями.
На входе в квартиру-студию всем участникам измеряют температуру, и по ходу дела «доктор» Деспина из «Così fan tutte» то ли делает всем героям «ингаляцию-вакцинацию», то ли берет у них пробы на коронавирус. Так что в череде перипетий этого мегасюжета всё выглядит весьма актуально. После увертюры к «Свадьбе Фигаро» действо стартует с «Дон Жуана» – с первых сцен, приводящих к смерти Командора. Развиваясь не последовательно от одной оперы к другой, а драматургически последовательно переплетаясь номерами из всех трех опер, это действо венчается знаменитой инфернальной сценой из «Дон Жуана». Затем в повторе звучит небольшой фрагмент увертюры к «Свадьбе фигаро», переходящий в финальный хор всех участников, по окончании которого они возвращаются к исходной мизансценической фигурации, словно ничего и не было. Они возвращаются, замыкая круг вечного бытия и прекрасно «выживая» после прекрасно дерзкого эксперимента на театре, в котором нашлась изюминка, а в музыке проступил подлинно тонкий моцартовский стиль.
Признаться, априори трудно было даже предположить, что «винегрет» из трех опер Моцарта – в одни моменты мелко покрошенный до кирпичиков-арий, а в другие крупно нарезанный ансамблями и финалами – захватит музыкально-театральной цельностью и меломанским доверием. Но это произошло! И говоря, что средневзвешенные впечатления от певцов-солистов этой постановки – по аналогии со «средней температурой по госпиталю» (в данном случае, по квартире-студии) – оказались оптимистичными, нужно уточнять: некондиционных выбросов, если вспомнить прошлый год, на этот раз просто не было! Весомый вклад в «средневзвешенность» впечатлений в равной степени внес каждый участник, и речь идет вовсе не о «физическом» объеме этого вклада, ибо сей аспект не удастся уравнять никогда ни в одной опере. Речь идет о музыкально-творческом вкладе, так что остается всего лишь назвать имена исполнителей.
Персонажи «Свадьбы Фигаро»: Сюзанна – Александра Шмит (Краков); Фигаро – Даниил Чесноков (Москва); Керубино – Дара Савинова (Стокгольм); Графиня – Алена Гузь (Санкт-Петербург), Граф – Егор Сергеев (Москва). Персонажи «Дон Жуана»: Лепорелло – Сергей Севастьянов (Москва); Донна Анна – Александра Сенникова (Москва); Дон Жуан – Дзамболат Дулаев (Москва); Командор – Алексей Смирнов (Москва); Донна Эльвира – Инна Деменкова (Москва); Церлина – Софья Цыганкова (Москва); Дон Оттавио – Алексей Курсанов (Москва); Мазетто – Константин Федотов (Москва). Персонажи «Così fan tutte»: Фьордилиджи – Евгения Резникова (Санкт-Петербург); Дорабелла – Ирина Шишкова (Санкт-Петербург); Феррандо – Дамир Садуахасов (Алматы); Гульельмо – Владислав Чурсин (Москва); Дон Альфонсо – Олег Цыбулько (Москва); Деспина – Александра Королева (Москва).
Прекрасные голоса и обаяние молодости, жизнерадостная энергетика и артистический кураж, музыкальная вдумчивость и тонкая интеллектуальность в подходе к образам и их вокальным трактовкам – вот то, чем захватила интереснейшая по форме и увлекательная по содержанию театральная продукция, которую можно назвать необычайно мощным и ярким творческим завершением «Оперного класса» нынешнего года. Редко бывает, что цельность впечатлений от оперной постановки оказывается настолько велика, как в данном случае, что выделить кого-то из спаянного ансамбля, да еще такого большого, как нынешний, становится заведомо нереальным. При этом в корне неверно было бы принижать вклад в общее дело тех, кому сольного вокального материала в этом оперном пастиччо досталось не так уж много. Каждый винтик в механизме новой продукции оказался важным, и новый «Амадеус» не просто погрузил нас в лабораторию оперы – он стал событием, которое в период пандемии весьма позитивно всколыхнуло Москву. Да так энергично, что оптимизм музыкальной атмосферы спектакля меломаны надолго сохранят в своих сердцах!
Молодежный образовательно-творческий проект «Оперный класс» 2020 года реализован при поддержке Фонда президентских грантов
Фото предоставлены Фондом Елены Образцовой (автор фото – Юлия Осадча)