Из новых отечественных фильмов, сумевших прорваться в российский прокат, нам покажут сразу два. Это очень много, если сравнивать с предыдущими неделями, но это, к сожалению, не тот случай, когда количество переходит в качество. А обидней всего то, что как в одной, так и в другой ленте заняты замечательные актеры и поставили эти ленты хорошо нам известные, амбициозные и отнюдь не бесталанные люди. Представляя на пресс-показе «Чайку» («Культура», 2 октября, 23.50. «Россия», 2004) — свой режиссерский дебют, — известная актриса Маргарита Терехова сказала, что никогда не решилась бы снять фильм сама, если бы не прошла школу Тарковского. А еще она сказала, что родила детей для того, чтобы они сыграли в ее «Чайке» — экранизации одноименной пьесы А.П.Чехова. И когда дети выросли, сделала им поистине царский подарок: Александр Тураев играет у нее Треплева, а Анна Терехова — Нину Заречную. О таких ролях всю жизнь мечтают все актеры, однако достаются они только избранным. Но быть сыном или дочерью такой замечательной актрисы разве не означает быть избранным? К сожалению, дети подвели маму: в их исполнении легендарные персонажи выглядят какими-то одномерными, плоскими, невзрачными. Впрочем, мама и саму себя подвела: кино получилось невнятное и претенциозное.
«Консервы» («Россия», 6 октября, 20.50. «Россия», 2006. Режиссер Егор Кончаловский. В ролях: Марат Башаров, Алексей Серебряков, Сергей Шакуров, Андрей Смоляков, Любовь Толкалина, Сергей Векслер, Александр Галибин), видимо, не всем придутся по вкусу. После «Антикиллера» (2002) с его рекордными на то время кассовыми сборами Егор Кончаловский с завидной плодовитостью стал штамповать боевики, скроенные по одному и тому же лекалу и приправленные нашими звездами первой величины. Режиссерского мастерства ему не занимать, и если взять любой кадр, то вроде бы и не к чему придраться. И смонтирована картина лихо в привычной клиповой манере. И сюжет хоть и далеко не первой свежести, но имеет право быть: журналист-международник (Марат Башаров) становится обладателем информации о затеваемой авантюре с участием сильных мира сего, и они, узнав об этом, упрятали его в зону... Действие развивается динамично. Актеры вполне убедительны. Но есть одно но: во второй части картины нехитрая драматургия совершенно разваливается, одна нелепость громоздится на другую... Почему «Консервы»? Как объяснил режиссер, «в фильме герои удирают на машине начальника лагеря, где в багажнике сложено золото, замаскированное под консервы. Но название фильма можно трактовать и шире: каждый человек — этакая закрытая и запаянная структура, и открывается он только в сложных, порой экстремальных ситуациях, когда требуется напряжение всех сил. Тогда многие люди открываются с новой, неожиданной даже для самого себя стороны».
Зарубежное кино представлено несравненно лучше, но новых, относительно качественных фильмов совсем немного. В их числе триллер молодого и совсем нам неизвестного французского режиссера Жерома Салля «Неуловимый» (ТВ3, 7 октября, 19.00. Франция, 2005). Эту картину выделяют из общего потока свежесть, нестандартность и хорошие актерские работы. Она не укладывается в привычные жанровые рамки, потому что это одновременно и мелодрама, и боевик, и шпионский триллер — именно одновременно, а не попеременно то одно, то другое, и все эти жанры прекрасно себя чувствуют в этом причудливо смешанном коктейле. Действие развивается стремительно и непредсказуемо, что в современном кино большая редкость.
Стоит посмотреть и фантастический триллер Ника Хэмма «Другой» (НТВ, 7 октября, 23.15. США,2004). Мировую известность Роберту Де Ниро принесли характеры крупные и неоднозначные («Крестный отец», «Таксист»), здесь же он сыграл зловещую фигуру — доктора Уэллса, который предложил убитым горем родителям клонировать в своей клинике их погибшего восьмилетнего сына. В обстановке строжайшей секретности доктор проводит операцию, и вскоре на свет появляется младенец, унаследовавший от своего предшественника символическое имя Адам. Счастливая чета не может нарадоваться на сынишку-клона, но едва чаду исполняется восемь лет, как все меняется. Мальчик становится агрессивным, его мучают кошмары и воспоминания о том, чего никогда с ним не происходило. Теперь Данканы терзаются вопросом: действительно ли Адам-2 послан им Богом, или доктор Уэллс — служитель иных, темных сил?..
О «новом» Вуди Аллене и его втором дыхании заговорили после комедийно-детективных триллеров «Матч-пойнт» и «Сенсация» и почему-то забыли, что он успешно выступил в подобном жанре еще в начале 90-х. И в основе «Загадочного убийства в Манхэттене» («Первый канал», 5 октября, 2.20. США, 1993) лежит детективная интрига. Однажды супруги Лэрри и Кэрол Липтон (Вуди Аллен и Дайана Китон), возвращаясь поздно вечером домой, столкнулись в лифте с соседями по лестничной клетке, с которыми раньше не общались. Те вдруг пригласили на чашечку кофе. На следующий день Липтоны узнали, что соседка умерла. По всем формальным признакам это классический детектив, есть и хичкоковский саспенс, есть и фирменный вудиалленовский юмор, но все-таки в большей степени это комедия, легкая и забавная. Любопытно, что роль писалась под Миа Фэрроу, тогдашнюю жену Вуди Аллена. Но к началу съемок режиссер и актриса расстались, и он пригласил другую свою бывшую жену — Дайану Китон, и ее работа была отмечена номинацией на «Золотой глобус».
Среди классических фильмов выделяется детективный триллер Николаса Рэя «В укромном месте» («Первый канал», 7 октября, 1.50. США, 1950). Хамфри Богарт играет Диксона Стила, голливудского сценариста, который сидит без работы из-за пьянства и язвительного характера. Его преданный и энергичный агент (Арт Смит) ухитряется добыть для него работу — нужно адаптировать знаменитый любовный роман. И вот в один роковой вечер он пригласил к себе Милдред (Марта Стюарт), чтобы поговорить о романе, утром девушку нашли мертвой и обезображенной. Богарт сыграл здесь, пожалуй, свою самую странную роль — человека, раздираемого страстями, скрытыми глубоко внутри. Режиссер мастерски строит интригу, «жонглирует» сценами от эпизода к эпизоду до самого финала — зритель то верит, то сомневается, убивал ли Стил, а когда мы наконец узнаем разгадку, на душе остается тягостное, тревожное ощущение, будто ты сам замешан в чем-то нехорошем...
Хамфри Богарта мы можем увидеть и в криминальной драме «Черная полоса» («Домашний», 4 октября, 23.30. США, 1947). Известный режиссер и сценарист Делмер Дэйвс («Окаменевший лес», 1936; «В 3:10 на Юму», 1957), один из любимцев французских критиков «новой волны», экранизировал одноименный роман культового автора «черной серии» Дэвида Гудиса («Стреляйте в пианиста», 1960; «Бег зайца через поля», 1972; «Луна в сточной канаве», 1983). Получился очень стильный нуар, в котором впервые в американском кино оправдывается убийство из мести.
И еще одна встреча — с легендарным американским певцом и актером Марио Ланца. В музыкальной мелодраме «В первый раз» («Культура», 7 октября, 16.35. США, 1959. Режиссер Рудольф Мате) он играет известного оперного певца, который срывает выступление в Венском театре, потому что... на улице, под дождем, поет для своих неимущих поклонников. Потом он совершает еще более экстравагантный поступок: со своей приятельницей графиней Глорией де Вандуц, презрев все контрактные обязательства, уезжает на Капри. Там он случайно встречает глухую девушку, влюбляется в нее, а затем находит врача, который берется излечить недуг его новой возлюбленной...
Геннадий Белостоцкий