Автор либретто оперы «Монтесума» (1755) — король Пруссии Фридрих II Великий, основатель Берлинской государственной оперы. Карл Граун был капельмейстером короля, премьерой одной из его двадцати восьми опер новый театр и открылся в 1742 году.
В «Монтесуме» конкистадоры во главе с Кортесом пленяют короля атцеков, встретившего их сердечно и доверчиво; несмотря на все усилия его невесты, Монесума был убит. Так Фридрих воспевает себя как утончённого и просвещённого короля-философа и одновременно оправдывает свою агрессивную внешнюю политику — в 1756 году он «превентивно» напал на союзную Австрии Cаксонию, тем самым начав Семилетнюю войну.
В любекской постановке режиссёр Инго Керкхоф сразу запускает несколько сюжетных линий: это история покорения Кортесом Мексики с учётом постколониальной теории, на которую накладываются эпизоды из биографии Фридриха, поэта и флейтиста.
Исходный материал был расширен за счёт текстов немецких драматургов Хайнера Мюллера и Лессинга, Вольтера и самого Фридриха Великого, а также при помощи музыки Карла Филиппа Эмануэля Баха, Грауна и, опять же, самого Фридриха Великого.
На сцене обыгрываются резервации, куда загоняли индейцев, и отношение колонизаторов к местным женщинам; грубость и насилие со стороны отца по отношению к маленькому Фридриху, прусская военная среда; бегство Фридриха с лейтенантом фон Катте и казнь лейтенанта; появляются сестра Фридриха Вильгемина, Вольтер и Эмилия Галотти, героиня одноимённой пьесы Лессинга. Все они пробираются навстречу зрителям сквозь жёсткую высокую сухую траву, которой засажена сцена.
Персонажи двоятся и троятся (у них есть «немые» и разговаривающие двойники и «тройники»), и в этом многообразии легко совершенно запутаться. Все партии в спектакле исполняют женщины — своеобразные артистки с запоминающейся индивидуальностью.
У Жюли-Мари Зундаль из Норвегии (Монтесума/Alter Ego Фридриха) необычный андрогинный тембр, так, что меццо-сопрано вполне можно принять за контратенор, тем более, что и внешне поддерживается соответствующая иллюзия.
Гречанка Эфморфия Метаксаки (сопрано) в роли Эупафорис, невесты Монтесумы, покоряла визуальной красотой созданного образа: тонкая, гордая, она благородно смотрелась в фиолетовом платье с фижмами. Артистка прочувствованно исполнила главную в этом произведении арию «Non an calma le mie pene», временами похожую на щебетание птички (в своё время её записала Джоан Сазерленд).
Интересно сыграла и немка Андера Штадель (сопрано) показав жесткость, цинизм, душевную гниль Эрнана Кортеса, по совместительству отца и сестры Фридриха.
Больше всего на премьере 26 января порадовало звучание оркестра под управлением Такахиро Нагасаки. Японец смело подошёл к этой рядовой барочной партитуре и взял хороший темп. Он не стал стремиться к тому, что называется «аутентичным исполнением», а сделал звучание современным, в смысле, характерным для романтического оркестра. Звук был энергичным, хорошо сбалансированным, собранным — словно нанизанным на стальной каркас, временами резким, сдержанно-страстным. «Старый Фриц» был бы доволен.
Foto: © Jochen Quast