В начале было зрелище.
Ведь на этот раз фестиваль «Viola is my life» совместил два в одном: традиционный музыкально-энергетический заряд и остановившиеся прекрасные мгновенья — фотовыставку работ Григория Цыганова. Так что в ожидании концерта и между его отделениями гости приобщались к визуальному искусству: вдумчиво разглядывали фотографии, вели светские беседы и глубокомысленно рассуждали на темы ракурса, освещения и фона. Церемонность сего действа довершала чинная атмосфера музея Скрябина — весьма неожиданное пристанище для призревших консерватизм музыкантов. Впрочем, этот альтовый фестиваль преподнес немало сюрпризов, среди которых сочетание академических стен и альтернативной музыки — самый невинный.
Говорят, чувство композиции в живописи, а также в светописи (если дать волю дотошным филологам, слово «фотография» они переведут именно так) сродни музыкальному слуху: либо оно есть, либо его нет. В данном случае фотограф мог похвастаться обоими талантами, так как помимо своей художественной деятельности Григорий Цыганов — замечательный музыкант и неизменный участник братии альтистов, создавших этот удивительный фестиваль.
Снимки, представленные на выставке, удачно вписались в фестивальную концепцию: вытащить на свет Божий такую красоту, которую, как правило, игнорируют.
Так, в урбанистических пейзажах и бытовых сценах фотограф отыскал возвышенные материи: Андреевский крест — в переплетении металлических прутьев решетки, глубинную мудрость — в лике старца, поэтическую меланхолию — в железнодорожном депо. Фотографии оказались многоплановыми, их смысл, отчасти отображенный в названиях, раскрывался не сразу, требуя сосредоточенности внимания. Словом, сей вернисаж стал ярким штрихом, украшающим это впечатляющее альтовое действо.
Еще в прошлом году, во время Второго альтового фестиваля, я задумалась о том, где музыканты смогут найти столько высококлассных произведений для альта, чтобы поддержать планку позапрошлогоднего старта. Нашли! Более того, программа и Третьего фестиваля ничуть не уступала по прелести и оригинальности своим предшественницам. А продолжительность концерта, который в лучших традициях Вагнера шел почти 5 (!) часов, свидетельствовала о том, что художественный руководитель фестиваля Сергей Полтавский, очевидно, знает местонахождение неиссякаемого источника отменных альтовых сочинений.
Итак, завсегдатаи фестиваля из числа публики настроились на привычный драйв, удобно расположились в креслах, но, едва заглянув в программки, тут же вытянулись в струнку.
В первом отделении Брамс, Мендельсон, Шуберт! А как же фестивальное кредо — исполнить то, что не исполняют в консерваториях?
Впрочем, консерваториям еще не доводилось слышать транскрипции «Песен без слов» и «Зимнего пути» для альта и фортепиано. Да и первое в истории музыки произведение для голоса, альта и фортепиано — 2 песни Брамса — всякий раз, сколько бы ни исполнялось, звучит оригинально и свежо, несмотря на свой почтенный возраст. Так, глубокое, чистое, бархатное меццо-сопрано Евгении Сегенюк в сочетании с поющей «меццо-скрипкой» Андрея Усова и гладким фортепианным сопровождением Людмилы Усовой стали прекрасным началом концерта.
Два последующих номера-переложения, вопреки своим знаменитым первоосновам, лично мне всё-таки показались немного не уместными в контексте данного фестиваля. Возможно, дело в привычке, ведь до сих пор организаторы «Viola is my life» верно и преданно пестовали ХХ-ХХI века, а тут — Мендельсон и Шуберт. Так, от «Песен без слов» (переложение и исполнение Григория Цыганова в сопровождении Сергея Жилкина) повеяло салонностью, кринолинами и прочей седой стариной. Кроме того, мелькнула мысль, что эти песни — те редкие сочинения, которые гораздо более выигрышно звучат в записи, нежели в живую: они создают уют, но не апеллируют к эмоциям и впечатлениям.
Что же касается «Зимнего пути», то излюбленный шедевр в транскрипции Ильи Гофмана (он же прекрасно исполнял партию альта в сопровождении мэтра ансамблевого исполнительства Михаила Мунтяна) публика приняла на «ура». Да, новая версия только подчеркнула сходство альтового тембра с человеческим голосом, однако никакой инструмент не в состоянии воспроизвести утонченность, нюансировку и чувственность шубертовских вокальных партий. Впрочем, такая задача и не стояла, а альтисты наверняка поблагодарят Гофмана и Цыганова за обогащение альтового репертуара золотыми страницами классики.
Пора вспомнить и про название концерта, анонсирующее «Альт. Голос. Фолк».
До сих пор приношения воздавались богам альта и голоса, а что касается этнических штрихов, то они впервые проявились в сочинении Губайдулиной «Сад радости и печали» для флейты (Наталья Береславцева), арфы (Валентина Борисова) и альта (Сергей Полтавский). Этот инструментальный состав, в свое время апробированный Дебюсси, воссоздал очарование туманного, малахитово-зеленого уголка Поднебесной, поющую тишину которого — мерцающий плеск воды, стрекот цикад, шепот ветра — сумели передать исполнители.
Выходом из дзэна стал небольшой антракт, после которого современные и совершенно очаровательные альтовые кунштюки посыпались один за другим. Таковым, например, было сочинение Кееса Шонебика для квартета альтов под многообещающим названием «Dream». И чтец, и жнец, и на альте игрец по имени Сергей Полтавский (взявший на себя не только организацию фестиваля и непосредственное в нем участие, но и роль ведущего) метко заметил, что четырем скрипачам сложно было бы ужиться в квартете; альтисты же — создания более коммуникабельные. Так или иначе, но альтовый квартет — жгучая помесь минимализма и Штокхаузена — состоялся, а ансамбль Григория Цыганова, Сергея Тищенко, Дарьи Филиппенко и Святослава Белоногова и впрямь порадовал слаженностью и единением.
Номинацию «Фолк» представили следующие несколько сочинений.
Так, исполнители фестиваля добавили немного перца в произведение заядлого фольклориста Белы Бартока, переложив его фортепианные «Багатели» для необычного состава: альт и цимбалы. Это тембровое сочетание органично вплелось в паутину венгерских ритмов и мотивов, которые с воодушевлением были исполнены Дарьей Филиппенко и Катериной Анохиной. Вслед за ними страстным вихрем прозвучало сочинение для солирующего альта «Pirin» болгарского композитора Добринки Табаковой в пламенном исполнении Павла Романенко. Пожалуй, это одно из самых показательных произведений для раскрытия «актерских способностей» инструмента, представлявшегося то цыганской скрипкой, то волынкой, то темпераментным человеческим голосом.
Не менее чувственно и стихийно прозвучал диалог блистательных Сергея Полтавского и Дарьи Филиппенко — альтовый дуэт Катрины Рид «Lil' Phrygian Rondo». Эклектичность жанров и этносов, из которых, казалось, соткана эта музыка, соединилась с огненными ритмами залихватского танца с элементами кантри. И абсолютную противоположность им составил еще один дуэт, на этот раз для альта и виолончели, Пауля Хиндемита. Если не знать, что в своё время Хиндемит настрочил это произведение за несколько часов до студийной звукозаписи с единственной целью не оставлять пустого места на пластинке, можно было бы говорить о глубине композиторской мысли, детальной проработанности музыкальной речи. Но Хиндемит — гениальный притворщик — выдал за серьезное, солидное и технически витиеватое сочинение вынужденный экзерсис, который на суд публики блестяще представили Сергей Полтавский и Сергей Суворов.
Изюминкой вечера стали два вокальных номера в исполнении очаровательной Алисы Тен
с ее редким, на четверть эстрадным, на четверть фольклорным, на четверть джазовым и на оставшуюся четверть академическим тембром. Медитативная песня чешского композитора Владимира Годара на идише «Majkomašmalon» навеяла картины пустынного морского побережья, уставшего солнца, заходящего за горизонт, ведущей в никуда дороги, по которой медленно бредет одинокий путник.
А кульминацией второго отделения стали несколько Народных песен Лучано Берио, где к певице присоединились Наталья Береславцева, Сергей Полтавский, Сергей Суворов, Валентина Борисова, Сергей Елецкий и Елисей Дрегалин. Пройдя красочный путь от проникновенной лирической баллады до танцевальной восточной песни, музыканты как бы подытожили этническую линию концерта.
В конце было зрелище.
Ибо самые стойкие слушатели, презревшие ночную мглу ради третьего отделения, были вознаграждены за верность альтам новыми визуальными впечатлениями. В сочинении Яниса Кириакидеса «Слова и Песни без слов», исполненного Сергеем Полтавским, видеопроекция на экран была частью концептуального замысла, в котором музыка сочетается с «субтитрами» — цитатами из письма Мендельсона. В остальных же случаях анимационный фон создавал просто эффектный задник, но смотреть на него было одно удовольствие.
Прелюбопытный альтовый дуэт Антона Пейсахова «Fleeting Shadows» сыграли Сергей Тищенко и Сергей Полтавский. Я не сразу догадалась, почему в программке заявлены двое исполнителей, а на сцене присутствует только один, и какое-то время ждала, что креативный директор «Viola is my life» вдруг чудесным образом материализуется как Гудини или Копперфильд. Но, оказывается, Полтавский и не думал посягать на славу великих иллюзионистов и исполнял свою партию за кулисами, а сообщение с партнером по ансамблю было через наушники. Получился этакий альтовый антифон.
Меньшее впечатление произвела пьеса Ольги Викторовой «Jesus the Dulcet», замысел которой заключался в переплетении музыкальной ткани с элементами христианской псалмодии и древних распевов. Результат получился довольно растянутым и однообразным, впрочем, добротное исполнение Григория Цыганова отчасти компенсировало недостатки произведения. А уж после этого зажигательный квартет альтов Луи Тассо Сантоса, в котором к Цыганову присоединились Сергей Тищенко, Дарья Филиппенко и Павел Романенко, и вовсе поднял боевой дух публики.
Такое разнообразие стилей, жанров, настроений на протяжении целого вечера, одной ногой переступающего в ночь, требовало грандиозного завершения, и музыканты не подкачали.
Финал концерта — перфоманс Фредерика Ржевского «Маяковский», для исполнения которого собрались Николай Саченко, Игорь Балашов, Сергей Полтавский, Сергей Суворов, Павел Домбровский, а также Григорий Кротенко, на время расставшийся с контрабасом, — открыл у слушателей второе дыхание — хватило бы еще на парочку отделений этой безумной и потрясающей альтовой вечеринки. Скандируя под экстатическое звучание ансамбля лозунг поэта: «Товарищи! Дайте новое искусство — такое, чтобы выволочь республику из грязи!», Григорий Кротенко продемонстрировал, что музыканты — дай им волю — заткнут за пояс любого из ораторов.
Ну как после такого не дать это новое искусство? — Невозможно! Поэтому раздача состоится 10 сентября в культурном центре «ДОМ», на втором и заключительном фестивальном концерте «Альт. Любовь. Рок-н-ролл. Макдональдс». Торопитесь! Количество порций ограничено.
Автор фото — Ирина Шымчак