13 мая на лейбле «Orfeo» вышел очередной релиз «Тристана и Изольды» Вагнера с участием оперных звезд первой величины: знаток австро-немецкого репертуара дирижер Франц Вельзер-Мёст, драматическое сопрано Нина Стемме и тенор Петер Зейферт. Однако «dream-team» каст и великолепие безусловного шедевра не смогли уберечь новинку от провала.
«Orfeo» известен меломанам в первую очередь выпуском малоизвестных архивных записей середины прошлого века. Поэтому каждый свежий релиз попадает в отнюдь не самую выигрышную компанию из дисков Райнера, Кнаппертсбуша, Бёма и других легенд академической музыки.
Свежий альбом, записанный с живого спектакля 2013 года, привлекает громкими именами, но его прослушивание вызывает только раздражение.
Известный педант Вельзер-Мёст претендует на «ураганные» наэлектризованные темпы Карла Бёма, но вышколенный коллектив Венской оперы под его управлением звучит истерично. Погоня за булезовскими скоростями обнажает не раскаленную плазму партитуры, а суетливость и рутину ежегодных представлений, подобную глупому бегу по замкнутому кругу, висящему над сценой. Как и серо-металлическая обложка диска, исполнение лишено всех красок и экзальтированной страсти вагнеровского шедевра.
Схоластически безжизненная интерпретация австрийского дирижера меркнет и на фоне недавней постановки «Тристана» с Кириллом Петренко, и, особенно в сравнении с визионерскими прочтениями Вильгельма Фуртвенглера и Карлоса Кляйбера.
К числу недостатков можно отнести и ужасный баланс аудио, который нельзя простить даже живой записи.
В кульминационные моменты голоса неспособны даже прокричаться сквозь гремящий оркестр, а тонкие звуковые красоты музыки любовного дуэта уничтожаются дребезжанием солистов. Петер Зейферт, которому на момент исполнения было 59 лет, по вокалу больше годится в отцы Изольде. Немецкий певец едва справляется с колоссальным напряжением партии Тристана и местами звучит как мотоцикл Сатурн 50-х годов выпуска, а иногда и полностью не слышен даже на верхних нотах, как заглохший с выхлопом двигатель.
Единственное достоинство этого плохого релиза — главная вагнеровская звезда Нина Стемме.
Шведская певица с неизменным успехом исполняет сложнейшую партии Изольды с 2000-х годов. Ее роскошный и огромный голос идеален для прорезания насыщенной оркестровой ткани, а интеллект и безупречная дикция маскируют возрастные изменения звучания, ставшие невыносимыми в последние несколько лет. Стемме образца 2013-го года — это Изольда XXI века, лишенная философского пессимизма Кирстен Флагстад, лакированной безупречности Астрид Варнай и пронзающего величия Биргит Нильсон. Смерть Изольды в нашем времени — бессильный крик отчаяния на фоне блеклого оркестра, который жаждет быстрее разойтись по домам.
Андрей Горецкий
Для транспортировки тяжеловесного груза необходим специализированный транспорт. Компания «ЛогистикАвто» успешно работает на логистическом рынке более 8 лет, осуществляя негабаритные грузоперевозки из Москвы в любую точку России и СНГ.