Послесловие к интервью с Саймиром Пиргу
Почти два с половиной года назад наш интернет-портал опубликовал обстоятельное интервью с тенором из Албании Саймиром Пиргу. Сегодня он живет в Италии, а его имя известно в мире уже довольно хорошо. Побеседовать с ним удалось благодаря его приезду в Москву: 5 апреля 2016 года в Большом театре России под управлением Тугана Сохиева певец принял участие в исполнении «Реквиема» Берлиоза (в совместном проекте Национального оркестра Капитолия Тулузы и Хора Большого театра). В июле того же года на Исторической сцене Большого театра он спел премьеру «Осуждения Фауста» Берлиоза: оперным дебютом певца на главной музыкальной сцене России стала постановка Петера Штайна.
Первые приезды этого исполнителя в Москву оказались связанными с французской музыкой, хотя сегодня его активная международная карьера сосредоточена, в основном, на итальянском репертуаре. Впрочем, в начале нынешнего 2018 года он выступил в партии Ромео в «Ромео и Джульетте» Гуно на сцене Gran Teatre del Liceu в Барселоне. В упомянутом выше интервью, состоявшемся еще до «Осуждения Фауста» в Большом театре, певец сказал тогда, что «пока не спел еще ни «Кармен» Бизе, ни «Сказки Гофмана» Оффенбаха, а к «Вертеру» Массне обращался всего лишь единожды». После двух премьерных спектаклей «Осуждения Фауста» Саймир Пиргу возвращался в Большой театр в следующем году еще на один спектакль, но с тех пор в постановках французских опер не пел вплоть до начала нынешнего года (до «Ромео и Джульетты» в Барселоне).
А его дебют в партии Дона Хозе в опере Жоржа Бизе «Кармен» состоялся в начале нынешнего сезона в Бангкоке на открытии 20-го Международного фестиваля танца и музыки (Bangkok’s 20th International Festival of Dance and Music), который прошел с 12 сентября по 18 октября этого года. Речь о дебюте Саймира Пиргу в постановке известного швейцарского режиссера Даниэле Финци Паски (Finzi Pasca), уроженца итальянской Швейцарии (Лугано). Для двух показов на фестивале в Бангкоке с Оркестром и Хором неаполитанского театра «Сан-Карло» эту постановку возобновил Паоло Веттори. Спектакли прошли под управлением всемирно известного дирижера Зубина Меты. Партнерами певца стали итальянские исполнители – меццо-сопрано Вероника Симеони (Кармен), сопрано Федерика Ломбарди (Микаэла) и баритон Вито Прианте (Эскамильо).
«Я с нетерпением жду расширения своего французского оперного репертуара, которым должен стать этот мой первый Дон Хозе в “Кармен”», – поделился своими мыслями перед премьерой Саймир Пиргу: «Замечательно, что я дебютирую под управлением маэстро Зубина Меты, с которым в прошлом сделал свой дебют в партии Ричарда в “Бале-маскараде” Верди и который очень хорошо знает мой голос. Несомненно, Дон Хозе – одна из самых захватывающих теноровых ролей. Полный контрастов мятежный герой проходит путь от нежного любовника до маньяка-убийцы, одержимого страстью к Кармен. Партия содержит и ряд прекрасных лирических эпизодов, например, дуэт с Микаэлой в начале оперы и восхитительную «арию с цветком» во втором акте, но при этом требует много сил и драматизма для весьма экспрессивной финальной сцены».
«Всё это, – продолжил певец, – подходит моему голосу и темпераменту, словно перчатка ладони, и я не могу дождаться, чтобы выйти на сцену в этой фантастической постановке Даниэле Финци Паски и делать музыку с необыкновенным оркестром и хором театра «Сан-Карло», а также с моими коллегами-певцами. Среди них особо хочется отметить великолепную исполнительницу главной партии Веронику Симеони». Вслед за Саймиром Пиргу необходимо отметить также, что фестивальные показы «Кармен» Бизе в Бангкоке прошли в рамках торжеств по случаю 150-летия установления дипломатических отношений между Италией и Таиландом.
Опыт неоднократного плодотворного сотрудничества с театром «Сан-Карло» у певца был уже ранее. На протяжении последних сезонов Саймир Пиргу спел на этой сцене такие значимые партии, как Эдгар в «Лючии ди Ламмермур» Доницетти, Герцог Мантуанский в «Риголетто» Верди, а также партию тенора в Девятой симфонии Бетховена. В прошлом году на этой старейшей оперной сцене Италии состоялся дебют певца в партии Габриэля Адорно в «Симоне Бокканегре» Верди.
В числе ангажементов Саймира Пиргу в сезоне 2018/2019 – снова Девятая симфония Бетховена с Оркестром и Хором театра «Сан-Карло» в Бангкоке, Герцог Мантуанский в «Риголетто» Верди в Театре Елисейских Полей в Париже и в Филармонии Люксембурга, «Реквием» Верди в Аудитории RAI в Турине, Альфред в «Травиате» Верди в Театре Елисейских Полей в Париже и в Венской государственной опере, Граф Ричард в «Бале-маскараде» Верди в Королевском театре Пармы, титульная партия в «Осуждении Фауста» Берлиоза в Венском Концертхаусе, Неморино в «Любовном напитке» Доницетти в Венской государственной опере, Вертер в одноименной опере Массне в Новом национальном театре Токио, а также «Реквием» Моцарта в Чикагском симфоническом центре с Риккардо Мути.
Что же касается дальнейшего расширения певцом французского оперного репертуара, то дебют Саймира Пиргу в партии Фауста в одноименной опере Гуно уже запланирован на ноябрь-декабрь 2019 года, то есть на следующий сезон. Серия спектаклей с участием Саймира Пиргу пройдет на сцене Государственного театра Центра искусств Мельбурна (Arts Centre Melbourne, State Theatre). Речь идет о выездной постановке Австралийской оперы, знаменитая основная площадка которой, как известно, находится в Сиднее.
Photo © Thanakorn Chomnawang