В год бетховенского юбилея «Фирма Мелодия» впервые публикует концертные записи выдающейся советской пианистки Татьяны Николаевой.
Полный цикл сонат Бетховена Татьяна Николаева исполнила в Большом зале Московской консерватории в 1984 году, но в свое время эти записи не были опубликованы на пластинках.
«Это умное мастерство... целенаправленное и глубоко осмысленное» – так писали об исполнительском искусстве Татьяны Николаевой еще в первые годы ее пианистической карьеры. За полвека пианистка дала около 3000 концертов, исполнив более 1000 произведений разных авторов.
Особое внимание Николаева уделяла масштабным циклическим произведениям. «Мое увлечение циклами – это отнюдь не гигантомания, а возможность проникнуть в мир композитора, объять его целиком, глубже почувствовать, понять» (Татьяна Николаева). Еще на дипломном экзамене Московской консерватории выпускница А.Б. Гольденвейзера была готова исполнить любую из 48 прелюдий и фуг «Хорошо темперированного клавира»! Затем последовала триумфальная победа на баховском конкурсе в Лейпциге в 1950-м, исполнительские циклы концертов, сюит и других клавирных произведений Баха.
Член жюри баховского конкурса Дмитрий Шостакович, восхищенный мастерством молодой пианистки, доверил ей премьеру собственных «24 прелюдий и фуг». В дальнейшем Татьяна Николаева трижды записала цикл на пластинки.
Пожалуй, самой грандиозной вершиной исполнительской деятельности Татьяны Николаевой был Бетховен. Впервые все его фортепианные сонаты она исполнила в концертном сезоне 1963/64 годов. «…Сильная, впечатляющая исполнительская индивидуальность, в игре которой высокая культура и точное мастерство сочетаются со свободой и артистичностью художественного выражения», – писал критик Г. Коган. Все сонаты Бетховена Татьяна Николаева вновь исполнила и записала в январе–апреле 1984 года. Эти концерты стали одним из крупнейших достижений не только артистической карьеры пианистки, но всего советского музыкально-исполнительского искусства 1980-х годов.
Пресс-служба «Фирмы Мелодия»