В день рождения Пушкина, когда в Лондоне начал свою работу десятый юбилейный поэтический фестиваль «Пушкин в Британии», в Антверпене состоялся премьерный показ балета «Онегин». Чтобы пушкинская тема в современной Европе была освещена полностью, то добавлю, что в этот же день, 6 июня, отдалённый потомок русского поэта и полный тёзка, Александр Пушкин, присутствовал в Ватерлоо на открытии персональной выставки русского художника Георгия Шишкина постоянно проживающего в Монако), и даже визитной карточкой этой выставки стала работа художника с изображением Бориса Годунова, а одной из главных картин вернисажа — портрет поэта. Одним словом — виват, Пушкин!
Балет «Онегин» на музыку Чайковского, не будучи написан самим Чайковским, давно занимает прочное место в репертуарах балетных трупп. Созданный в 1965-м году английским хореографом Джоном Кранко, он многократно ставился по всему миру, и теперь его могут увидеть и бельгийские зрители. В заглавной роли — один из ведущих солистов труппы Вим Ванлессен.
Наверное, если выжать до дна русского человека, носителя культуры, интеллигента — названия могут быть спорными, — если истрепать его социальными катастрофами, сжечь жизнью дотла, замучить послереволюционной эмиграцией против воли, затравить лишениями и бедами — что уцелеет в неистребимом сухом остатке на дне его души? Пожалуй, текст бессмертного пушкинского романа в стихах...
Вот эта бессмертная, легендарная вечность пушкинской лирики присутствует на сцене в полной мере.
Дирижёр спектакля англичанин Бенджамин Поуп (Benjamin Pope) говорит о балете с трогательной проникновенностью.
— Это далеко не первая моя работа с балетным воплощением музыкального мира Чайковского, да и с симфоническим оркестром Фландрии и королевским балетом Фландрии я работаю уже третий сезон. Мы ставили вместе «Лебединое озеро», «Спящую красавицу» и теперь вот «Онегина». В отличие от сказочности сюжетов первых двух балетов, «Онегин» весь написан о нас, это всё о понятных, живых человеческих страстях и порывах, всё узнаваемо и объяснимо, и потому очень трепетно. Невозможно, узнав этот пушкинский мир, не принять его близко к сердцу. Вот простой пример: последний акт «Спящей красавицы» — это сцена свадьбы с приглашенными на неё персонажами из сказок Перро. Один из приглашенных — Волк из «Красной шапочки». Ну разве кто-то из нас способен пригласить на свою свадьбу волка? ну разве кому-то придёт это в голову?! И вот после всех этих сказочных глупостей — «Онегин»... Роман? Да нет, сама жизнь, с её любовью, разочарованиями и эмоциями, утраченными иллюзиями, ошибками, упущенными возможностями, и эта жизнь захватывает тебя с головой: и на сцене, и в музыке — и вне её, в самой жизни. Это всё — с нами и о нас. Узнать это и не полюбить — невозможно.