Дети Зубра

Белорусский балет «Витовт» показали в Москве

Белорусский балет «Витовт»

Балетная труппа Большого театра Беларуси всегда имела собственный оригинальный репертуар. В годы руководства Валентина Елизарьева (а это около трех десятилетий) на афише регулярно, вплоть до последних лет, появлялись его спектакли. С 2009, когда труппу возглавил Юрий Троян, балеты ставили признанные мастера — Н. Долгушин, В. Васильев, А. Лиепа, Н. Ананиашвили, Ю. Пузаков и молодые хореографы, работающие в Минске,— А. Тихомирова, О. Костель, К. Кузнецов и Ю. Дятко. Репертуар пополнили балеты Дж. Баланчина и И. Килиана. В обилии премьер достойное место заняли постановки Трояна — одноактный «Тристан и Изольда» с музыкой Р. Вагнера и полнометражный «Витовт». Последний — оригинален по всем статьям — новое либретто, специально написанная музыка, новое оформление. Именно «Витовт» был представлен 21 июня в московском Большом театре на Днях культуры Республики Беларусь в России.

В основе балета не легенда, миф или сказка, как в большинстве национальных постановок, но история, а это случай почти исключительный. Много ли можно вспомнить спектаклей с реальными историческими героями? «Спартак», «Иван Грозный», «Ярославна», созданные несколько десятилетий назад. Последний по времени «Страсти (Рогнеда)» Елизарьева в Большом театре Беларуси. И вот, спустя двадцать лет, новое обращение к истории.

Сценаристы «Витовта» Алексей Дударев (автор одноименной пьесы для драматического театра) и Владимир Рылатко не стремились точно воспроизвести события истории, но предложили свой взгляд на далекое прошлое, сделав «поправку» на специфику балетного искусства. Действие сжато прослеживает судьбы двух знатных юношей, вступающих в жизнь.

Двоюродные братья Витовт и Ягайло — отпрыски знатных родов Великого княжества Литовского, в состав которого в XIV—XV веках входила Беларусь. Из-за соперничества в любви (красавица Анна отдает сердце Витовту) друзья становятся врагами. Коварный Ягайло приглашает Витовта на свою свадьбу с польской принцессой Ядвигой, а когда тот покидает замок, расправляется с его окружением. Ценой своей жизни князь Кейстут — отец Витовта — спасает его невесту Анну, ей удается бежать. Ягайло завладевает символом княжеской власти — колларом. Этот ценный предмет он преподносит Ядвиге. Витовт — свидетель предательства былого друга — брошен в темницу. Анна проникает в тюрьму и остается там вместо Витовта. В день казни обнаруживается подмена. Но подоспевший Витовт с войском освобождает Анну и готов отомстить Ягайло. За его спасение Ядвига готова отдать корону мужа, но Витовт отказывается. Ему не нужна власть, окропленная кровью...

Поучительный сюжет не претендует на абсолютную достоверность. Доля вымысла здесь присутствует, но в главном герои верны историческим прототипам. Известно, что политические соперники князь Витовт и король Польши Ягайло умели идти на компромиссы ради государственных интересов. Правда, это произойдет позднее изображенных в балете событий. Но сценаристам важно было вызвать у зрителей интерес к истории своей страны. Этой цели служат испытанные фабульные средства — перепады любви и ненависти, дружбы и предательства, доверия и вероломства, милосердия и жестокости.

Сюжетные перипетии, по ходу балета все больше напрягающие действие, доходчиво иллюстрирует музыка. Партитура Вячеслава Кузнецова, не обладая легко запоминающимися, ласкающими слух мелодиями, по-настоящему театральна. Музыка эффектно оттеняет драматические коллизии, впечатляет экспрессией кульминационных сцен и — по контрасту — прозрачной лирикой сцен любовных.

Хореография Юрия Трояна не претендует на новаторство, но она образна и весьма изобретательна. Особенно удались дуэты Анны и Витовта. Зарождение чувства и его взлет переданы постепенно нарастающей динамикой танца — от первых нежных прикосновений рук влюбленных, через партерные и все более экспрессивные воздушные поддержки до поразительной кульминационной точки, звучащей как три восклицательных знака. Балерина взлетает над головой партнера, раскинувшего руки в стороны, и замирает в позе «свечка». При этом женская фигура зеркально отражает мужскую, образуя крест. Поза-метафора, символизируя веру и верность героев, повторно возникает во втором дуэте Анны и Витовта, когда девушка проникает в тюрьму, где заточен ее жених.

Драматический дуэт перекликается с безмятежным первым. Ассоциации вызывает уже начало адажио. В первом дуэте юноша склонялся над сжавшейся комочком девушкой, осторожно приподнимал одну ее руку, затем другую и, подхватив за обе руки, бережно поднимал с земли. Здесь таким же образом действует невеста Витовта, пытаясь возвратить к жизни отчаявшегося, сломленного духом жениха. В большом шестиминутном дуэте и дальше встречаются фрагменты первого адажио, воспринимающиеся как напоминание о счастье взаимного чувства, за которое нужно бороться. Безошибочно выстроенная композиция передает крепнущую готовность героев принять трудное, но спасительное для них решение.

Подобные смысловые «арки» пронизывают спектакль, проясняя ход действия и характеры героев без помощи пантомимных сцен, но только через танцевальные структуры. Широко пользуется хореограф и драматургически беспроигрышным приемом контраста. Эффектно противопоставление массовых сцен в каждом из двух актов балета. В первом это народное празднество в ночь на Ивана-Купалу с певучими девичьими хороводами, лихими играми с прыжками через костер, с таинственным появлением Леды-Анны, свершающей красивый ритуал соединения пар. Фольклорные мотивы присутствуют и в следующей массовой сцене в замке Кейстута. Здесь царит атмосфера патриархального покоя и дружелюбия, сменяющаяся искренней радостью при появлении Витовта с красавицей невестой. Совсем другой настрой — парадного торжества — в польской картине, открывающей второе действие. Дворцовый бал в честь свадьбы Ягайло с Ядвигой поражает зрелищным великолепием — роскошью обстановки, изысканной красотой костюмов, щегольством танцев во главе с горделивой аристократкой Ядвигой.

Еще один выразительный контраст — два персонажа, не связанные непосредственно с действием: неугомонный, бесшабашный Шут и Черный человек. Первый вполне реален, второй — фантасмагоричен. Он появляется в момент ссоры братьев-соперников как порождение темных мыслей Ягайло, отвергнутого Анной. В дальнейшем Черный человек — олицетворение коварства, жестокости и мести — будет исполнять функции посланца и вершителя злой воли своего «господина».

На первый взгляд персонаж-аллегория кажется «инородным телом» среди вполне реальных действующих лиц. Однако, и у него есть «пара» — образ-символ прямо противоположного свойства, заряженный мощной положительной энергией. Правда, этот персонаж не только не танцует, но и вообще не двигается, поскольку является элементом сценографии и создан художником. Но в спектакле ему принадлежит совершенно особая роль. Именно он открывает балет, когда с первыми звуками музыки из темного марева лесной чащи возникает нечто неопределенных очертаний, постепенно обретающее облик гигантского зубра. Сначала высвечивается голова с короткими крутыми рогами, похожими на корону, затем мощный торс и, наконец, две столь же мощные опоры.

Гигант-зубр не попирает землю, а парит в воздухе. Внизу под ним — люди. Девушки в белых платьях с венками на головах, сидя в кругу, молитвенно протягивают к нему руки, заводят хороводы. Потом удалые партии затевают игры, меряются силой. По древним поверьям Зубр — владыка белорусских лесов — охраняет мир людей, олицетворяя силу их духа.

Мифический образ сообщает спектаклю вневременный масштаб, связывает фигуру Витовта с судьбой народа. Зубр больше не появится на сцене, но о нем не раз напомнит поза главного героя: ноги словно вросли в землю, корпус резко наклонен вперед, голова вскинута. Выражение суровой решительности на лице, как и вся фигура Витовта, говорят о непреклонной воле, готовности к борьбе.

Приемы хореографической драматургии, примененные Трояном, позволили избежать повествовательности, обыкновенно скользящей по поверхности сюжета. Действие выстроено как монтаж содержательно значимых эпизодов, при этом по настроению два акта балета резко контрастны. Первый пронизан светом и радостью, только в конце происходит катастрофа — вероломное нападение Ягайло, гибель отца Витовта, разгром его родного дома. Второй акт также начинается с праздника, но веселье здесь кажется нарочитым, показным, ведь на свадьбе нет виновника торжества Ягайло. А когда он наконец появляется и вручает невесте свадебный подарок — коллар Кейстута, происходит взрыв. Дальнейшие события — безнадежный поединок Витовта с Ягайло, пленение героя, его страшные видения — исполнены острейшего драматизма.

Центр второго акта — развернутая сцена в темнице. Преданный братом герой печалится не о собственной участи. Мысленным взором он видит гибель отца, горе матери, прощается с любимой Анной. А когда призрак невесты оказывается реальной девушкой, возникает, может быть, самая сильная сцена балета. Драматический дуэт героев захватывает резкими перепадами чувств, где радость мешается с отчаянием, решимость действовать — с апатией. Анне удается сломить сопротивление Витовта. Вместо нее он покидает застенок, чтобы собрать силы для борьбы и освободить Анну. При всем драматизме ситуации ее самопожертвование становится нравственной антитезой вероломству Ягайло.

Между тем Черный человек и его двойники окружают «пленника», предвкушая жестокую расправу. Шоковый момент — обнаружение подмены. Палачи в замешательстве, но действовать им уже не придется: в замок врывается Витовт с дружиной. Закипает кровавая битва, и напряжение достигает критической точки. Силы противников равны, но моральное превосходство на стороне Витовта, и победа на этот раз обеспечена ему. Теперь гибель грозит Ягайло, его судьбу должен решить Витовт. И вот второй шоковый момент: победитель не намерен пользоваться плодами победы, завоеванной в честной борьбе. Он отказывается мстить, более того — отказывается от власти. Только здесь, почти в финале балета, страсти стихают, и зритель может сделать выдох.

Заключительная картина происходит в разоренном доме Кейстута. В глубине сцены — надгробие князя. Впереди — поникшие, прижатые к земле люди. Жизнь едва теплится в этом некогда безмятежном мире. Ее должен возродить возвратившийся в отчий дом герой, и люди с надеждой простирают руки к нему. Любовь, нежность, светлая радость, наполняющие последний дуэт Анны и Витовта, воскрешают былую гармонию. В финале юноши и девушки, взявшись за руки, образуют плотную цепь. В центре — Витовт и Анна. Танец-шествие строится на синхронных движениях, дышащих энергией и волей. Смысл финала и всего балета очевиден — герой един со своим народом, а народ непобедим, как неистребима его живая душа.

Спектакль серьезного содержания, предельной эмоциональной насыщенности и драматизма, вместе с тем, необычайно красив. Талантливый и опытный театральный художник Эрнст Гейдебрехт обошелся без традиционных живописных декораций. Место действия поясняют драпировки в глубине сцены и считанные детали. Атмосферу каждой картины создают цвет и свет (художник по свету — Сергей Мартынов). Белый и жемчужно-серый тона характеризуют мир Витовта, красный и черный — мир Ягайло. Специального рассказа заслуживают костюмы, столько вкуса, изобретательности и даже шика вложил в них художник.

Как и в прежние времена, на высоком уровне мастерства балетная труппа (репетиторы спектакля — Людмила Бржозовская, Игорь Артамонов, Александр Мартынов). Артисты кордебалета — молодые, красивые — выразительны и в лирических, и в батальных, и в праздничных сценах. Как на подбор солисты. Антон Кравченко (Витовт) и Олег Еромкин (Ягайло). В первых сценах братья пышут молодой силой и удалью, но затем их пути резко расходятся. Еромкин последовательно показывает перерождение Ягайло, теряющего человеческое лицо. Кравченко не оставляет сомнений в нравственной силе Витовта, его способности горячо и преданно любить, но убедительно раскрывает и его слабость, растерянность, отчаяние в момент душевного слома. Благодаря мастерству Кравченко-партнера каскады поддержек, порой исключительной сложности, звучат как выразительная пластическая речь, превращая в дуэты в лирические кульминации балета.

В равной мере это заслуга исполнительницы роли Анны. Людмила Хитрова легко справляется с техническими задачами партии и тонко чувствует ее поэтическую суть. Ее юная героиня на глазах взрослеет, превращаясь из резвой, жизнерадостной девушки в сильную духом женщину, способную ради любимого на подвиг самоотречения. Иной женский образ воплотила Александра Чижик. Польской принцессе Ядвиге отведена в балете лишь одна картина, но молодая актриса создала законченный портрет царственной особы, подкрепив красоту облика стильностью пластики, аристократизмом манер.

Хороши и исполнители ролей второго плана. Благородный Кейстут Дмитрия Шемета хранит княжеское достоинство и в радости, и в беде. Его верная жена Бирута — Ирина Еромкина — следует за ним безликой тенью. Неистощим на выдумки, обаятельно раскован в эпизодической партии Шута, насыщенной разнообразными трюками, Константин Героник. Его антипод Черный человек в не менее искусном воплощении Ивана Савенкова хитроумен и коварен. Злодейскую суть он прячет за маской угодливости: льстиво изгибается перед намеченной жертвой, стелется по земле, как хищник перед броском, и сладострастно наносит смертельный удар.

Интересные актерские работы — показатель удачи спектакля. Это не значит, что придирчивый глаз не найдет, в чем упрекнуть создателей балета. Например, — в слишком прямолинейном противопоставлении «хорошего» Витовта и «плохого» Ягайло, представленного законченным злодеем, не знающим сомнений и угрызений совести. Однако, еще Пушкин рекомендовал судить автора по закону, им над собой поставленным. Авторы «Витовта» задумывали не психологическую драму, а эпический балет-легенду, призванную пробудить у зрителей интерес к родной истории. Эту задачу они решили вполне успешно.

С успехом прошла и нынешняя гастроль минского балета, которую можно назвать исторической, — ведь предыдущие гастроли с «Рогнедой» состоялись много лет назад с предшествующим поколением артистов. А в том, что Большой театр Беларуси выступил в Большом театре России есть даже нечто символическое.

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама