Концертная программа зальцбургского Пасхального фестиваля 2018

Фото: OFS / Matthias Creutziger

В своём нелицеприятном разборе фестивальной «Тоски» я упомянул о том, что концертные программы Пасхального фестиваля всегда на недосягаемом уровне, и вот теперь мне хотелось бы объяснить, почему же это так.

Центральным событием концертной программы я бы назвал исполнение резидентным оркестром Пасхального фестиваля — Саксонской государственной капеллой Дрездена — Третьей симфонии Малера под управлением Кристиана Тилемана.

Изначально меня несколько удивило приглашение Элины Гаранчи на партию контральто, поскольку, каким бы основательным ни был нижний регистр довольно объёмного диапазона певицы, всё-таки до контральтовых «низин» голосу Э. Гаранчи не опуститься никогда. Тем не менее, прозвучало всё сильно и стильно, чисто и лучисто (а Третья симфония Малера, собственно, именно об этом — о победе лучезарности над бесцветностью), и капризничать на предмет соответствия исполнения предписанию не хотелось совсем.

Третья симфония, родившаяся на берегах легендарного австрийского озера Аттерзее (здесь же творил и Густав Климт), — настоящий гимн жизнелюбию. Инструментально это звучало одновременно и сочно, и тактично: динамические переливы, хлёсткие акценты, мягкие инкрустации духовых. Прекрасно показала себя женская группа Венского певческого общества (Wiener Singverein) и Детский хор Зальцбургского фестиваля.

«Гебриды» (1830) — самое эпическое из всех концертных программных сочинений Феликса Мендельсона-Бартольди. Увертюра к «Одинокому острову» (как называл сочинение сам композитор) — произведение хоть и непродолжительное (время звучания — чуть больше 10 минут), но эмоционально невероятно насыщенное. Повторяющиеся звуковые периоды, как накатывающие на остров волны, сменяются умиротворением вселенского покоя, и снова всплеск, и снова эмоциональный взрыв. Саксонская капелла под управлением маэстро К. Тилемана с ударной экспрессией передала всю многослойную палитру этой увертюры.

Ля-минорный концерт Р. Шумана для виолончели с оркестром был с таким же блеском и филигранной выделанностью пассажей исполнен аргентинской виолончелисткой Соль Габеттой. Не скажу, что это прочтение не оставило у меня вопросов (слишком уж мясистой мужской акцентацией оно отдавало, несмотря на пунктирную точность выделки звукового полотна), но сыграно всё было отменно. В исполненном в качестве бонуса виолончельном квартете Катсариса С. Габетта показала всё-таки, что она владеет не только брутальным мужским стилем, но и может виртуозно выплетать сияющее макроме с чисто женской нежностью и изяществом (затянутый темп исполнения лишь оттенил пленительную кантилену центральной сольной партии).

Вторая симфония Брамса родилась в 1877 году на берегах каринтийского Вёртерзее в живописном курортном местечке Пёртчах. Светлая мажорная тональность этой симфонии покорила сердца венцев, премьера, состоявшаяся 30 декабря того же года, прошла с оглушительным успехом.

Вне всяких сомнений на творческий подъём композитора в это лето повлияло и восторженное расположение к нему Клары Шуман, умудрявшейся не только пропагандировать работы мужа Роберта и «друга семьи» Брамса, но и рожать мужу детей буквально одного за другим, вести хозяйство и объёмную переписку опять же с Брамсом, позже, как известно, почти полностью уничтоженную во избежание толков. Это симфоническое «дитя любви» было озвучено дрезденскими музыкантами с невероятной витальностью и радостной экспрессией.

Ля-мажорная симфоническая прелюдия Дж. Пуччини открыла концерт Саксонской капеллы под управлением нового руководителя Венского симфонического оркестра Андреса Ороско-Эстрады. Молодой колумбийский маэстро ведёт оркестр уверенно и мягко, деликатно подготавливая фантастические кульминации и тонко и культурно завершая звучание этого романтического текста. Двойной фортепианный концерт Моцарта (ми-бемоль мажор, KV 365) очень живо исполнили знаменитые сёстры Катя и Мариэль Лабек. На бис французский дуэт исполнил фрагмент из «Четырёх моментов» для двух фортепиано Филипа Гласса, и это было, конечно, выше всяких похвал.

Совершенно невообразимой кульминацией всей концертной программы Пасхального фестиваля стало исполнение Саксонской капеллой под управлением маэстро А. Ороско-Эстрады «Фантастической симфонии» Гектора Берлиоза. Перенасыщенная эмоциональными экстремумами, музыка «Фантастической симфонии» насквозь психопатична, и сыграть её без жёстко контролируемого надрыва, пожалуй, нельзя. То, что удалось сделать дрезденским музыкантам и маэстро Ороско-Эстраде, забыть невозможно: это была не просто энциклопедия мелодраматической припадочности — это была победа музыкальной гармонии над стихийной необузданностью человеческих (и нечеловеческих) чувств и эмоций.

К следующей Пасхе фестиваль подготовит две мировые премьеры произведений С. Губайдулиной и Ф. Майнтца, а также в программе запланировано исполнение Саксонской капеллой Четвёртой симфонии Г. Малера под управлением Мариса Янсонса и «Stabat Mater» А. Дворжака.

Фото: OFS / Matthias Creutziger

Партнер Belcanto.ru — Театральное бюро путешествий «Бинокль» — предлагает поклонникам театра организацию поездки и услуги по заказу билетов на Зальцбургский летний фестиваль, в Венскую оперу, а также заказ билетов на знаменитые музыкальные и оперные летние фестивали в Европе.

реклама

вам может быть интересно

Бенефис перед разлукой Классическая музыка