
Шуман (урождённая — Вик), Клара Жозефина (нем. Clara Josephine Wieck Schumann; 13 IX 1819, Лейпциг — 20 V 1896, Франкфурт-на-Майне) — немецкая пианистка, композитор и музыкальный педагог.
Дочь и ученица немецкого музыкального педагога Ф. Вика, жена композитора Р. Шумана. Впервые выступила публично в 1828. Расцвет таланта Клары Шуман и начало её широкой европейской известности относятся ко 2-й половине 30-х гг. С 1832 гастролировала во многих странах. В Веймаре Шуман слушал И. В. Гёте (назвал её в письме к К. Ф. Цельтеру «замечательным феноменом»), в Париже Шуман высоко оценили Ф. Шопен, Дж. Мейербер, Ф. Калькбреннер, Н. Паганини.
Артистическим триумфом явились её гастроли в Вене в 1837–38, освещённые во множестве рецензий и в стихотворении Ф. Грильпарцера «Клара Вик и Бетховен (соната f-moll)». Позднее в ряде случаев гастрольные поездки предпринимала совместно с мужем (в частности, была с ним в Риге, Петербурге и Москве, 1844; вторично Клара Шуман с успехом гастролировала в России в 1864). После смерти мужа неоднократно выступала в Великобритании. В 1878–92 преподавала игру на фортепиано в консерватории Франкфурта-на-Майне.
В своём репертуаре Клара Шуман преодолевала обычное в её время господство эффектной и пустой виртуозности. Она вовлекала аудиторию в мир серьёзной музыки, исполняла произведения И. С. Баха, Л. Бетховена, Ф. Шопена, Ф. Мендельсона; одной из первых ввела в программы сочинения Р. Шумана и И. Брамса.
В её исполнении безупречная точность и строгость соединялись с романтической одухотворённостью. Р. Шуман, сравнивая игру Клары Шуман с игрой другой известной пианистки, писал: «Звук Бельвиль ласкает слух, но проникает не дальше уха, звук Клары — до самого сердца. Первая — поэт, вторая — сама поэзия». «Её талант восхитил меня, — писал Ф. Лист о Кларе Шуман в 1838, — законченное техническое мастерство, глубина и правдивость чувства и всегда благородное самообладание — вот что её главным образом отличает».
В числе музыкальных произведений Клары Шуман — концерт для фортепиано с оркестром, фортепианное трио, фортепианные пьесы, среди которых «Варьированный романс» (мелодия использована в «Экспромтах» ор. 5 Р. Шумана), «Музыкальные вечера» (тема No 1 — мазурки — использована в «Давидсбюндлерах» Р. Шумана), Вариации на тему Р. Шумана.
Подготовила к печати первое полное издание музыкальных произведений Р. Шумана (Lpz., 1879–93, тт. 1–31), опубликовала собрание его писем (Jugendbriefe, Lpz., 1885, 1810).
Литературные сочинения: Клара Вик и Шуман. Из дневника и писем К. Вик (Шуман), пер. с нем., «РМГ», 1904, No 16–18, 21–26, 29–34; Cl. Schumann, J. Brahms. Briefe aus den Jahren 1853–1896, Bd 1–2, Lpz., 1927, N. Y., 1972.
Литература: *** (Kюи Ц. A.), Музыкальная летопись Петербурга, «Санкт-Петербургские ведомости», 1864, 20 марта; Комарова В. (Стасова), Клара Шуман в России. Воспоминания Д. В. Стасова и письма к нему Клары Шуман, в сб.: Музыкальная летопись. Статьи и материалы, П., 1922, с. 89–98; Житомирский Д., Роберт и Клара Шуман в России. С приложением фрагментов из русского путевого дневника К. Шуман, М., 1962; Litzmann В., Clara Schumann. Ein Kunstlerleben. Nach Tagebuchern und Briefen, Bd 1, Lpz., 1902, 1925, Bd 2, 1905, 1925, Bd 3, 1908, 1923, Nachdruck, Hildesheim und Wiesbaden, 1971; Кleefeld W., Clara Schumann, Bielefeld, 1920; Schumann E., Erinnerungen, Stuttg., 1925; Henning L., Die Freundschaft Cl. Schumanns mit J. Brahms, Z., 1952; Ritrоu R., Cl. Schumann, P., 1961; Wieck P., Briefe aus den Jahren 1830–33, eingeleitet und hrsg. von Kathe Walch-Schumann, Kцln, 1968; Willfort M., Clara Schumann, «NZfM», 1971, Jahrg. 132, H. 5; Flesсh-Thebesius M., Clara Schumann — Bemerkungen zu dem Artikel von Manfred Willfort in Heft 5, там же, 1971, Jahrg. 132, H. 6.
Д. В. Житомирский
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.