В Москве продолжается ежегодный вокальный фестиваль «Опера априори». Вторым мероприятием нынешнего года стал концерт французской певицы Стефани д’Устрак 17 марта 2018 года. В сопровождении Московского камерного оркестра Musica Viva под управлением Александра Рудина прозвучала программа произведений французского барокко.
Стефани д’Устрак — личность легендарная, внучатая племянница Франсиса Пуленка и правнучатая племянница Жака де Лапреля, ученица Уильяма Кристи, партнерша по сцене многих музыкальных знаменитостей. На фестивале «Опера априори» с оркестром Рудина Musica Viva она выступает второй раз, первый раз в мае 2014 года она привозила программу произведений Гектора Берлиоза. Тогда на сцене Большого зала консерватории московскому слушателю был представлен редкий для Москвы материал – кантату «La Mort de Cléopâtre» («Смерть Клеопатры») и песенный цикл «Les nuits d’été» («Летние ночи»). Однако, д’Устрак все-таки наиболее известна в своем исходном амплуа барочной певицы, поэтому программа французского барокко была заведомо интересна. В нынешнем концерте были исполнены произведения Люлли, Шарпантье, Кампра, Рамо и Глюка.
Живой голос д’Устрак превосходит звучание в записи, хотя и в записи он весьма хорош. Это настоящее, природное меццо, пусть и легкое, не контральтовой природы, с достаточно приглушенными низами, но довольно плотное, наполненное. При этом певица щедро одарена полетностью звука, голос слышимый, с отчетливой дикцией. Верхняя часть голоса более привлекательна на летящем вдаль меццо-форте, а попытки смягчить верхушки на пианиссимо имеют оттенок некоторого усилия, но в целом, придирки излишни – одаренная и мастеровитая певица не оставляет шанса для критиков. Причем мастерство ее иного рода, нежели обычно ожидаемое от барочных вокалистов, бравирующих виртуозностью на грани циркового искусства и не владеющих ничем сверх того. Во французском барокко требуется техника иного рода – с декламационной выразительностью, точностью нюанса, длинным дыханием и сверхконцентрацией на звуке, и д’Устрак владеет ею как никто.
Приходится констатировать, что в этом смысле величин, сопоставимых по уровню исполнительской культуры и качеству тончайшей музыкальной интерпретации, на нашей отечественной сцене сегодня нет. Можно вспомнить только из советских времен Зару Долуханову, столетие со дня рождения которой отмечалось как раз в эти же дни. Да и у европейских исполнителей частенько за интеллектуальность и культуру пытаются выдать вокальные ограничения певца, связанные с недостатком данных и базовой школы. Стефани д’Устрак – совсем не тот случай, голос ее достаточно богат, но без выпячивания и самолюбования красотами.
Нет и другой крайности, когда, независимо от голосового багажа, певец применяет усиленное актерствование, ложно понимаемую выразительность. Вокальное мастерство д’Устрак сосуществует с актерским абсолютно гармонично, одно не прячется за другое, всего ровно столько, сколько нужно, и не каплей больше. Артистка выглядит и держится на сцене с исключительным достоинством, по-королевски, без тени вульгарности носит золотой шлейф. И конечно, неординарные внешние данные помогают ей строить образы царственных роковых красавиц.
Несколько слов о программе, поскольку она немного отличалась от заявленной в анонсах фестиваля. Начали концерт с произведений Жана-Филиппа Рамо: прозвучали оркестровые номера из сюиты из оперы «Кастор и Поллукс», затем Стефани д’Устрак исполнила арию Телаиры из той же оперы и арию Федры из оперы «Ипполит и Арисия». Дальше Александр Рудин взял аутентичный смычок и просолировал на виолончели пассакалию из сонаты Марка-Антуана Шарпантье. Завершили первое отделение две арии Медеи из оперы Шарпантье «Медея».
Второе отделение, как и планировалось, открыли произведения Жана-Батиста Люлли, особенно понравилось исполнение инструментальной сюиты из оперы «Мещанин во дворянстве» — с четким штрихом струнных, с почти декламационной, как в человеческом голосе, фразировкой и общим точным попаданием в стилистику. И в довершение картины Рудин, в лучших традициях Курентзиса, взял в руки бубен, и обошел с ним оркестр, как мудрый шаман.
Следующим автором был нечасто исполняемый у нас Андре Кампра — Стефани д’Устрак спела арию Эрминии из его оперы «Танкред». Потом снова вернулись к Рамо – прозвучала ария Аржи из оперы «Палладины», инструментальная «Концертная пьеса» с солирующим клавесином (великолепный Федор Строганов) и ария Армиды из одноименной оперы.
Публика, конечно, не отпустила героев вечера без бисов. На бис обычно ждут популярный номер, и ожидания оправдались – прозвучала знаменитая Ария Орфея «Потерял я Евридику» Кристофа Виллибальда Глюка. Но то ли из-за атмосферы в зале, сформированной совсем непривычными для русской сцены номерами концерта, то ли благодаря тщательности подхода к аутентичной интерпретации у Стефани д’Устрак и Александра Рудина заезженный шлягер прозвучал совершенно свежо и ново. И в качестве второго биса была еще раз повторена ария Медеи «Quel prix de mon amour» Шарпантье из первого отделения.
Отметим превосходный вкус, смелость и последовательность организаторов фестиваля «Опера априори», угощающих москвичей изысканными музыкальными программами. Впереди еще два неординарных концерта, будем надеяться, они окажутся столь же неординарными и запоминающимися.
Фото: Ира Полярная / Опера Априори
В интернете всегда можно бесплатно скачать музыку в формате mp3. На сайте http://salyanka.ru вы найдете большой выбор музыкальных новинок 2018 года: от русского рэпа до шансона и рока.