С 14 по 28 декабря в Московской консерватории состоятся концерты, приуроченные к 95-летию со дня рождения патриарха отечественного фортепианного исполнительства Виктора Мержанова. В честь Учителя, Музыканта будут играть ученики разных лет, коллеги и друзья. Открытие фестиваля состоится в Большом зале консерватории 14 декабря в 14.00. Концерты Бетховена, Брамса, Листа, Рахманинова будет аккомпанировать Симфонический оркестр Министерства обороны РФ под управлением Валерия Халилова.
Виктору Мержанову выпал особый жребий: связать века, через многие годы пронести непреходящие ценности, воспринятые от великих учителей, и передать их далеким поколениям. От Нейгауза, Фейнберга, Гедике воспринял Мержанов общий высокий строй музицирования, серьёзность задач. Он всегда призывал служить музыке, искусству, воспитывать публику, возвышая её, а не потакая низменным вкусам.
С 1936 года, когда студент Мержанов переступил порог Московской консерватории, и до конца жизни — свыше 65 лет — он был тесно связан с альма-матер.
Педагогическая деятельность профессора Мержанова включала, помимо преподавания в Московской консерватории и огромного количества мастер-классов, работу в Варшавской Академии (1973 – 1978) и Высшей музыкальной школы немецкого города Троссинген (1990 – 1998).
Мержанов прошёл Великую отечественную войну и, вернувшись в Москву, он одерживает триумфальную победу на Всесоюзном конкурсе (1945 – 1946) — удостаивается I премии, разделив её со Святославом Рихтером.
Это дало старт его блестящей концертной карьере. На протяжении более шестидесяти лет Виктор Мержанов концертировал во множестве стран: дал более двух тысяч концертов в 330 городах. Среди дирижёров, аккомпанировавших Мержанову, — Кондрашин, Гаук, Аносов, Зандерлинг, Иванов, Светланов, Нойман, Рождественский, Темирканов.
Мержанов был членом жюри самых крупных конкурсов (в частности, по рекомендации Эмиля Гилельса, двенадцать раз работал в жюри конкурса им. Королевы Елизаветы в Брюсселе), занимался разнообразной общественной деятельностью (особо значима инициатива Мержанова по созданию в России Рахманиновского общества). Его перу принадлежит ряд научных статей (в частности, о Сонате си-бемоль минор Шопена и Пятой сонате Скрябина) и редакций, в том числе редакция «Хорошо темперированного клавира» Баха — композитора, перед которым он всегда преклонялся.
Подробности на сайте Московской консерватории