«Похищение из сераля» в Неаполе
Уже четвертое столетие старейший в Европе оперный Театр Сан-Карло в Неаполе является Меккой для меломанов. Его перестроенное после пожара здание, открытое в 1816 году, славится самым большим в Италии зрительным залом (3500 мест) с золоченым убранством и прекрасной акустикой. Здесь состоялись премьеры ряда опер Россини и Доницетти (они были директорами Сан-Карло), а также Верди; здесь пели великие артисты — Паста, Патти, Джильи. Теперь в театре идут популярные оперы, и дирижируют известные музыканты.
В репертуар Сан-Карло вошла опера Моцарта «Похищение из сераля» на либретто Стефани, написанное по пьесе Бретцнера. Сочиненная в жанре зингшпиля опера включает как музыкальные номера, так и разговорные сцены. Премьера оперы под управлением автора прошла с триумфальным успехом в Вене (1782). Теперь она украшает репертуары крупнейших театров мира.
Действие происходит в Турции в середине XVI века. Возле дворца Селима-паши бродит юный Бельмонт, узнавший, что здесь томятся в плену его возлюбленная Констанца и ее служанка Блондхен, недавно похищенные янычарами. С помощью своего слуги Педрилло, любящего Блондхен, герой проникает в дворцовый сад, но начальник гаремной стражи Осмин гонит его прочь. Паша упрашивает Констанцу стать его женой, та медлит с ответом. Тогда он заявляет, что свадьба состоится завтра. Ночью Педрилло подпаивает Осмина, и Бельмонт устраивает девушкам побег. Однако все четверо схвачены. Они предстают перед разгневанным пашой. Сила любви и мужество молодых людей трогают Селима, и он отпускает влюбленных на свободу. У Бретцнера паша узнает в Бельмонте своего пропавшего сына, у Моцарта — сына своего кровного врага. Даря ему свободу, магометанин дает христианам урок высокой морали: платить благодеянием за причиненное зло.
Как же воплотил в спектакле этот просветительский сюжет молодой известный итальянский режиссер Дамиано Микелетто? Большая симфоническая увертюра погрузила публику в чарующий мир оперы Моцарта, предвосхищая экзотическую атмосферу действия. Но подняли занавес — и музыкальное волшебство разом рухнуло от банальности сценографии 28-летнего Паоло Фантина: на фоне белого экрана возвышалась лишь современная яхта. Вскоре на синюю сцену «выплыла» оранжевая надувная лодка, с помощью которой Бельмонт пытался похитить двух девушек, насильственно удерживаемых на яхте.
Однако первое впечатление от этой новой версии оперы Моцарта и полное неприятие ее столь упрощенного переноса в ХХI век, как ни странно, постепенно сменилось ощущением интереса, ибо режиссер ловко и динамично развернул на яхте захватывающую интригу: комический сюжет предстал как детективная история в современном фильме.
Хозяин яхты (Селим) появляется с аквалангом после подводной охоты; длинноногие красавицы, загорающие в модных бикини, любовно его облачают в бархатный халат с воротником из чернобурки. Седовласый, в черных очках и с золотой цепью на татуированной груди, он похож на миллиардера Онассиса. Бельмонт проникает на яхту, подкупив стражника Осмина. Апогеем спектакля является последняя картина: подсыпав наркотик в вино, Педрилло усыпляет Осмина но тот приходит в себя и ловит беглецов, уже усевшихся в лодку. Разъяренный Селим перерезает горло владельцу лодки и злобно тычет кинжалом в грудь Бельмонта, но находит более изощренное средство для казни: он принуждает Констанцу поочередно стрелять в ее сообщников, как в «русской рулетке», из пистолета с одной пулей. Смерть обошла Педрилло и Блондхен; вместо Бельмонта Констанца стреляет в себя. Раскаявшийся Селим успевает ее спасти, затем убивает Осмина и отпускает влюбленных на все четыре стороны.
Несмотря на эффектность мизансцен, спектакль все-таки страдает сценографическим однообразием: 12 техников в черных костюмах лишь иногда разворачивают яхту на фоне монохромного экрана. Оркестр под управлением Джеффри Тейта, выдающегося английского дирижера и с 2000 года музыкального директора Театра Сан-Карло, пленял утонченной интерпретацией музыки Моцарта. Проблема состояла лишь в том, что она не была органически связана со сценической эстетикой спектакля.
Среди солистов сильное впечатление произвел 27-летний китайский тенор Йи Джи Ши (Бельмонт): светлый лирический голос и виртуозная техника пения в сочетании с артистической экспрессией способствуют интенсивному развитию его международной карьеры. Знаменитый исландский бас Кристин Зигмундссон (Осмин), как всегда, был вокально и сценически безупречен.
В антрактах и по окончании спектакля, вызвавшего острую полемику в итальянской прессе, зрители восхищались прекрасно организованной экспозицией, посвященной творчеству легендарной певицы Ренаты Тебальди. Развернутая в Сан-Карло выставка уже побывала во многих оперных театрах Европы, а также в Петербурге и Москве. В 2010 году она появится в Триесте, Мадриде и Бильбао.
Виктор Игнатов