Дирижер Джеймс Конлон на фестивале «Звёзды белых ночей»

Джеймс Конлон

26, 28 и 29 июня всемирно известный американский дирижер Джеймс Конлон встанет за пульт оркестра Мариинского театра. 26 и 28 июня он продирижирует оперой «Макбет», 29 июня Конлон представит симфоническую программу «Моцарт. Цемлинский».

В спектаклях «Макбет» 26 и 28 июня занят прекрасный состав исполнителей: Леди Макбет – Татьяна Сержан, одна из лучших исполнительниц этой партии, Макбет – Владислав Сулимский, Банко – Михаил Петренко, Макдуф – Сергей Скороходов.

Программа концерта 29 июня – особенно важна для дирижера. Один из музыкальных проектов Джеймса Конлона – «Воскрешение из небытия», в котором заново открывается миру музыка композиторов, погибших или пострадавших от фашизма. Дирижером создан специальный фонд «OREL», посвященный их памяти. «Сейчас мы ликвидируем величайшую несправедливость – говорит Конлон, – реабилитируем музыку композиторов, единственная «вина» которых заключалась лишь в еврейском происхождении или в том, что они пытались противостоять фашистскому режиму. Но это отнюдь не единственная причина исполнения этих произведений. Я искренне верю, что сегодня мы должны услышать голос «потерянного поколения». Ведь творческое наследие первой половины ХХ века намного богаче, чем нам казалось. Наряду со Стравинским, Штраусом и другими более «удачливыми» композиторами музыкальную культуру той эпохи создавало множество других музыкантов из Берлина, Вены, Праги и Будапешта – евреев, диссидентов и эмигрантов. Именно поэтому я регулярно исполняю эти сочинения, надеясь, что они со временем займут свое место в привычном музыкальном репертуаре». В этом списке немало имен, одно из них – австрийский композитор Александр Цемлинский. В программе концерта прозвучит его фантазия для оркестра «Русалочка», а также Двадцатый фортепианный концерт В.А. Моцарта, солистка – Лиз де ла Саль.

Один из выдающихся американских дирижеров нашего времени, Джеймс Конлон сегодня является художественным руководителем Лос-Анджелесской оперы, и двух крупных фестивалей: «Равиния» – летней резиденции Чикагского симфонического оркестра, и хорового фестиваля в Цинциннати. Джеймс Конлон работал руководителем Парижской оперы, занимал пост генерального музыкального директора Кельнского филармонического оркестра и директора Кельнской оперы, был главным дирижером Роттердамского филармонического оркестра.

Великое будущее дирижера студенту Конлону предрекла Мария Каллас. Дирижерский дебют Джеймса Конлона состоялся с оркестром Нью-Йоркской филармонии в 1974 году, музыканту было 24 года, спустя два года, Конлон дебютировал в Метрополитен-опере, и с этого момента провел там более 270 спектаклей. Дирижер также появляется за пультом оркестра в крупнейших оперных театрах мира: Ла Скала, Ковент-Гардене, Чикагской Лирической опере, Римской опере, с симфоническими программами выступает со многими значительными европейскими и американскими оркестрами.

Большое внимание Джеймс Конлон уделяет русской музыке – под его музыкальным руководством в Метрополитен-опере осуществлены постановки «Бориса Годунова», «Хованщины», «Леди Макбет Мценского уезда».

Конлон создал свою «вагнеровскую» традицию исполнения в Лос-Анджелесском оперном театре, где им были поставлены семь вагнеровских опер, в том числе «Кольцо Нибелунга» и «Летучий Голландец». К 100-летию со дня рождения Бриттена в США и Европе дирижер исполнил шесть опер, а также симфонические и хоровые произведения композитора.

Конлон активно занимается преподавательской деятельностью в Джульярдской школе, выпускником которой он является, проводит мастер-классы на фестивалях, работает со студентами нескольких крупных американских консерваторий. Дирижер – участник многочисленных научных международных конференций, его лекции перед концертами в Лос-Анджелесской опере привлекают внимание многих слушателей. Джеймс Конлон – дважды лауреат премии «Грэмми», Кавалер высших французских наград: Ордена Искусств и литературы и Ордена Почётного легиона, почётный доктор нескольких университетов.

Артистическим кредо великого дирижера является отказ от выражения собственного «я» ради выражения мысли и идеи композитора, объектом внимания выступает, прежде всего, сама музыка, а не ее интерпретация.

Пресс-релиз Мариинского театра

реклама