Зальцбургская четверка

Хаген-квартет в Концертном зале «Мариинский»

Хаген-квартет

На сцену деловитой походкой вышли четверо: серьезные мужчины, изящная женщина. По лицам троих из них угадывалось несомненное семейное родство. Исторически квартет из Зальцбурга составился в недрах Моцартеума из братьев — скрипача Лукаса и виолончелиста Клеменса, их сестры, альтистки Виктории и немецкого скрипача Райнера Шмидта, который присоединился к ансамблю в 1987 году. Сели, заиграли Гайдна: звук поначалу показался жестковат.

По мере того как гости из Зальцбурга споро и точно излагали «Императорский квартет» Гайдна — все переходы отлично вычищены и выглажены, темпы продуманны, ансамблевые качества на немыслимой в наших краях высоте, — приходило понимание: выступает квартет высочайшего класса. Можно сказать, элитный — с тонким чувством камерной интонации, искусный, гибкий.

Хаген-квартет — частый и желанный гость «Декабрьских вечеров», и его выступления посещаются прекрасно. Но в Петербурге отвыкли от квартетов. Затеянный в прошлом сезоне филармонический абонемент «Квартетные вечера» потерпел сокрушительное фиаско: было продано лишь девять абонементов. Вкусы питерских меломанов огрубели: они не хотят и не могут воспринимать интеллектуальную музыку, следить за интенсивным движением музыкальных смыслов. Камерный инструментальный жанр прозябает в забвении.

Невольно пришла в голову мысль: а ведь для того, чтобы интерес к камерной музыке проснулся вновь, нужен иной общественный климат, другое общество — стабильное, прочное, спокойное. Любовь к рассматриванию деталей, наслаждение нюансами предполагают склонность к размышлению. Камерная музыка, безусловно, самая эзотерическая область музыки вообще; ее трудно воспринимать на фоне экономических потрясений, финансовых кризисов и сокрушительных ломок общественного строя.

Квартетное же искусство родилось в мирной обстановке домашнего музицирования. Оно предназначено для тех, кто умеет медитировать, погружаясь в перипетии развития и трансформации мотива, фразы, изящного периода. Таких во второй «культурной» столице остается все меньше. Тающая группка местных меломанов все больше уходит в ностальгические воспоминания о былом, понятия не имея об актуальном концертном мировом процессе: его фигурах, ценностях, сложившейся артистической иерархии. Петербург музыкальный стремительно провинциализируется: неудивительно, что на концерт знаменитого Хаген-квартета публика собралась самая случайная. Не привлекли даже экстремально низкие цены на билеты — всего 120 рублей, дешевле некуда. Те же, кого удалось залучить в зал, скучали, исправно хлопали между частями циклов, повергая в шок сидящих на сцене рафинированных музыкантов.

Третий квартет Бартока невероятно сложен не только технически, но и по эмоциональному наполнению. В нем господствует сериальность (привет от нововенцев!), сплавленная с архаикой венгерского фольклора. Повышен градус экспрессивности высказывания; мгновенные переключения эмоциональных планов походят на монтажный стык кадров. Много разветвленной имитационной полифонии; архитектоника вступлений голосов сложна и затейлива; однако в исполнении квартета партитура представала почти зримо, как идеально вычерченный график, с точно промеренными, математически вычисленными вершинами кульминаций, дугами подъемов и спадов музыкальной энергии.

Во втором отделении исполняли Седьмой, «русский» квартет Бетховена op. 59 № 1. В нем окончательно прояснились главные достоинства ансамбля: стилевая безупречность и умение рельефно выстраивать форму и динамику сочинения. Diminuendo и crescendo раздувались и опадали, создавая отчетливо визуальные представления. Упрямо «упертые» унисоны, с их долбящим, монотонно повторяющимся ритмом, — было в них что-то до боли знакомое... Ну, конечно, это же прообраз «стука судьбы в дверь» из Пятой симфонии! Протяженный, требующий напряженного внимания опус был сыгран на едином дыхании — иначе не скажешь. Напряжение не ослабевало ни на секунду, пламя высокого музицирования горело ярко, не спадая ни на миг.

реклама

вам может быть интересно

Второй сезон как по нотам… Классическая музыка