La belle Hélène
Опера-буфф Жака Оффенбаха в трёх действиях. Либретто А. Мельяка и Л. Галеви.
Премьера состоялась 17 декабря 1864 года в Париже.
Содержание излагается по переводу В. Крылова.
Действующие лица:
Менелай, царь Спарты (тенор); Елена, жена Менелая (сопрано); Парис, сын Приама, паря Трои (тенор); Калхас, жрец в храме Юпитера (бас); Агамемнон, царь Микенский (баритон); Орест, сын царя Агамемнона (меццо-сопрано); Ахилл (тенор), Аякс первый, Аякс второй — цари, соседи Менелая; Парфенис (сопрано), Леона (меццо-сопрано) — гетеры; Бахиза (сопрано) — рабыня Елены; Филоком, жрец; первый раб; второй раб; слуги, жрецы, народ.
Действие происходит в Спарте три тысячи лет тому назад.
В поисках нового сюжета для оперетты Оффенбах в начале 1864 года обратился к «Илиаде» Гомера. Либретто первоначально должно было называться «Взятие Трои». Большой спектакль остроумно пародировал приемы серьезной оперы, а содержание его, прозрачно завуалированное древнегреческой фабулой, являлось острой сатирой на современность. Не случайно в одной из первых постановок «Прекрасной Елены» в Вене, при молчаливом одобрении композитора, Менелай носил усы и эспаньолку Наполеона III, а Елена была загримирована под Евгению Монтихо.
«Прекрасная Елена», по определению самого Оффенбаха, — опера-буфф. Музыкальная драматургия играет в ней определяющую роль. Спектакль развивается по законам французской комической оперы, которая по традиции включает в себя диалоги. Кроме куплетов, обычных в оперетте, здесь много развитых ансамблей, хоров, арий, большие музыкальные финалы, построенные типу финалов итальянской комической оперы (например, «Севильского цирюльника» Россини).
Увертюра «Прекрасной Елены» основана на двух наиболее значительных музыкальных темах. В ее крайних, быстрых частях звучит своего рода лейтмотив оперетты — мелодия, которая будет возвращаться не раз на протяжении оперетты — от куплетов царей в первом акте до заключительного хора. Средний, медленный раздел увертюры цитирует арию Париса.
Первое действие
Площадь перед храмом Юпитера. Цари, жрецы, воины и народ обращаются к Зевсу с молитвой (большая хоровая сцена в духе серьезных опер). Калхас и Филоком обсуждают храмовые дела: жертвы приносят только Венере, о Юпитере забыли, да и гром не в порядке, пришлось отдать в починку. Входит царица Елена, окруженная рабынями. Ария Елены «О Адонис, о ты, Венера» в ритме венецианской гондольеры пленяет изящной, напевной мелодией. Елена пришла обсудить с Калхасом последнюю новость: Венера обещала Парису любовь первой красавицы в мире. Но ведь эта красавица — она!
Елена удаляется в храм, появляется Орест с друзьями и подругами. Весело, в ритме галопа, звучат его куплеты «С моими барынями вместе» с припевом «Дзинь-ля-ля». Веселая компания хочет принять участие в готовящемся празднике, но Калхас отказывается допустить дам легкого поведения, и все удаляются. Входит Парис. Его сопровождает голубь с письмом Венеры, которая поручает Калхасу познакомить Париса с Еленой. Калхас просит его описать богинь. Ария Париса «Раз три богини спорить стали» пленяет красотой лирической мелодии (она звучала в увертюре). Парис заручается помощью Калхаса, который оставляет его наедине с Еленой. Они влюбляются друг в друга, но сцену взаимного кокетства прерывает приближение процессии царей. С бодрым маршем «Цари идут к нам отличиться» входит процессия. Звучат канканирующие куплеты царей (музыка начала увертюры) нарочито легкомысленного, фривольного характера. Агамемнон объявляет конкурс остроумия. Менелай читает шараду. Никто из царей не может ее отгадать, правильный ответ дает Парис. Далее Менелай предлагает сказать каламбур о Калхасе. И его импровизирует Парис. Третье испытание — импровизация стихов на заданные рифмы. И здесь награду получает Парис. Все славят его, и только теперь он открывает свое имя. Елена увенчивает Париса лавровым венком. По просьбе Париса Калхас высказывает волю Юпитера: Менелай должен немедленно отправиться на остров Крит.
Второе действие
Зал в покоях царицы. Елена окружена прислужницами, предлагающими ей наряды и уборы. Нежно звучит хор девушек, в который вплетаются речитативные реплики Елены, переходящие в распев. Отослав прислужниц, царица обращается к Венере с лирической арией «Все говорят, что я прекрасна». Входит Парис: он желает получить обещанное богиней, но Елена противится. Их объяснение прерывают цари, пришедшие играть в гусек. Марш гусей «Вот он, первый из царей» пародийно примитивен. Начинается игра (большой остроумный ансамбль), Калхаса ловят на мошенничестве, игра расстраивается. Елена отсылает всех и ложится спать, мечтая увидеть во сне Париса. Как только она засыпает, Парис, переодетый рабом, подходит к ее ложу. Из-за сцены доносится куплет Ореста «Мы в венки цветы сплетаем». Елена, проснувшись, думает, что Парис ей снится. Любовный дуэт «Дар небес, дар богов» полон неги и страсти. Внезапно появляется Менелай и, возмущенный, поднимает крик, на который все сбегаются. В большом музыкальном финале акта остроумно чередуются испуганные реплики Елены, гневные — Менелая, беззаботные — царей, общий шум и суета и, наконец, заключительный хор.
Третье действие
На берегу моря царит оживление. Здесь Орест с куртизанками, Ахилл, народ. Весело звучит хор «Пляши, люби и пей вино». Его сменяет рондо Ореста «Если Венера страсть дарует». Цари жалуются, что вокруг — невиданный разгул: Венера рассердилась на Менелая за то, что он прогнал Париса, и произвела небывалую суматоху во всей Греции. Входят ссорящиеся Елена и Менелай. В ответ на обвинения мужа царица ноет легкомысленные куплеты «Я клянусь, что ваш упрек напрасен». Агамемнон и Калхас уговаривают Менелая принести жертву во имя отечества: надо ублаготворить Венеру. Патриотическое трио Калхаса, Агамемнона и Менелая «Когда вся Греция в раздоре» пародирует оперную героику. Менелай говорит, что выписал из Цитеры главного жреца Венеры и надеется на его помощь. Тут же раздаются крики: в море видна подплывающая галера. В ней переодетый жрецом Парис, который поет тирольскую песнь с хором «Сперва скажите мне, зачем вы грустны». Царям мнимый жрец объявляет, что Венера простит обиду, если царица отправится на Цитеру вместе с ним и принесет там в жертву сотни две баранов. Менелай радостно соглашается, но Елена упрямится, пока не узнает Париса. После этого она смиряется с судьбой. В отплывающей галере Парис снимает накладную бороду и все узнают его. Хор весело поет «С ним скорее отправляйся», Менелай падает в обморок.
Л. Михеева, А. Орелович