Творческий портрет Рахманинова →
Список сочинений Рахманинова →
Рахманинов Сергей Васильевич (20 III (1 IV) 1873, имение Онег (Семёново?), ныне Новгородский р-н Новгородской обл. — 28 III 1943, Беверли-Хилс, Калифорния; похоронен на кладбище в Кенсико, близ Нью-Йорка) — русский композитор, пианист и дирижёр. Происходил из дворянской семьи, в которой большое внимание уделялось домашнему музицированию. Дед композитора Аркадий Александрович Рахманинов (1808-81) был известным в середине 19 в. пианистом-любителем (учился у Дж. Филда; выступал в любительских концертах) и автором салонных романсов. Музыкальная одарённость Рахманинова проявилась рано. С 4 лет он начал обучаться игре на фортепиано под руководством матери, а затем пианистки А. Д. Орнатской. С 1882 учился в Петербургской консерватории (класс фортепиано В. В. Демянского). В 1885 по настоянию А. И. Зилоти (двоюродного брата Рахманинова) перешёл в Московскую консерваторию, в класс Н. С. Зверева (жил и воспитывался в его доме до 1889). На старшем отделении консерватории (с 1888) занимался у Зилоти (фортепиано), А. С. Аренского (гармония, канон и фуга, инструментовка, свободное сочинение), С. И. Танеева (контрапункт строгого письма).
Большое влияние на развитие Рахманинова оказал П. И. Чайковский, распознавший сильное самобытное дарование уже в первых ученических сочинениях юного композитора. Выступления Рахманинова как пианиста и его сочинения, исполнения в консерваторских концертах, привлекли внимание общественности. Рахманинов окончил Московскую консерваторию по классам фортепиано (1891) и композиции (1892) с большой золотой медалью. Дипломная работа Рахманинова — одноактная опера «Алеко» (по поэме А. С. Пушкина «Цыганы»), в которой, несмотря на следы различных влияний, ясно ощущается творческая индивидуальность автора. К этому времени были написаны также 1-я часть симфонии (не окончена), симфоническая поэма «Князь Ростислав», 1-й концерт для фортепиано с оркестром, ряд фортепианных, камерно-инструментальных сочинений, романсов и др. Из этих сочинений при жизни Рахманинова был издан только фортепианный концерт (1891, обозначен ор. 1).
1890-е гг. — период роста и созревания композиторского дарования Рахманинова, поисков самостоятельного пути в творчестве. Произведения, написанные до середины этого десятилетия (оркестровая фантазия «Утёс», «Элегическое трио» памяти Чайковского, 3 цикла фортепианных пьес — ор. 3, 10 и 16, «Фантазия» для 2 фортепиано, все — 1893; 3 цикла романсов — ор. 4, 8 и 14), привлекли к нему внимание как к одному из наиболее талантливых молодых русских композиторов.
В 1897 в одном из «Русских симфонических концертов» под управлением А. К. Глазунова была исполнена 1-я симфония Рахманинова. (1895), вызвавшая резко отрицат. оценку большинства петерб. музыкантов, что в значит. мере было связано с неудачным исполнением. Рахманинов болезненно воспринял неуспех симфонии. Пережив тяжёлое душевное потрясение, он несколько лет почти не обращался к композиторскому творчеству. Вместе с тем это были годы напряжённой внутр. работы и продумывания творч. позиций. В сезон 1897-98 Рахманинов работал вторым дирижёром Моск. частной рус. оперы, обратив на себя внимание незаурядным дирижёрским дарованием. Здесь Рахманинов сблизился с новым для него кругом передовой художеств. интеллигенции, завязалась тесная творч. и личная дружба с Ф. И. Шаляпиным (в 1898-1900 оба артиста неоднократно выступали вместе в концертах). К этому же времени относятся знакомство Рахманинова с деятелями Моск. Художеств. т-ра, его встречи с А. П. Чеховым, И. А. Буниным. Всё это способствовало более ясному осознанию Рахманиновым задач своего творчества и окончат. созреванию таланта. Важными событиями его творч. биографии явились первое заруб. выступление в Лондоне (весна 1899) в качестве пианиста и дирижёра — исполнителя собств. сочинений, а также прошедшее с большим успехом исп. оперы «Алеко» в Петербурге на торжествах, посв. 100-летию со дня рождения А. С. Пушкина (1899).
Новый период высокого творч. подъёма открывает 2-й концерт для фортепиано с оркестром (1901). Критика отмечала его поэтичность, зрелое и законч. мастерство воплощения творч. замысла. Воодушевлённый лирич. пафос, пронизывающий это произв., отвечал настроениям радостного подъёма и ожидания близящихся перемен в период кануна Революции 1905-07. В 1900-е гг. были созданы многие из наиболее ярких и значит. соч. Рахманинова: кантата «Весна» (1902), оперы «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини» (обе 1904), 2-я симфония (1907), симф. поэма «Остров мёртвых» (1909), 3-й концерт для фортепиано с оркестром (1909), 1-я соната (1907) и прелюдии ор. 23 (1902) и ор. 32 (1910) для фортепиано, ок. 30 романсов. Конц. выступления в разл. городах России и за рубежом принесли Рахманинову славу одного из величайших пианистов современности. В 1904-06 он был дирижёром Большого т-ра, где по-новому, свежо и интересно раскрыл ряд произв. рус. оперной классики. Яркими событиями моск. муз. жизни становятся выступления Рахманинова как симф. дирижёра в концертах Кружка любителей рус. музыки (1905), а затем Моск. филармонич. об-ва. Зимой 1909-10 Рахманинов совершил большое конц. турне по США и Канаде.
В произв., написанных после 1910, Рахманинов стремился найти новые образы и выразит. средства, дать ответ на сложные, часто мучительные проблемы, выдвигавшиеся жизнью. Эти поиски отразились в «Этюдах-картинах» для фортепиано ор. 33 (1911) и ор. 39 (1917), вок.-симф. поэме «Колокола» (1913), цикле романсов ор. 38 (1916).
Рахманинов горячо приветствовал свержение самодержавия в России в феврале 1917, но не смог понять значение Oкт. революции и в кон. 1917 уехал за границу. После неск. месяцев, проведённых в странах Скандинавии, он поселился в США, где находился до конца своей жизни. В этот период Рахманинов почти всецело был поглощён концертно-пианистич. деятельностью.
В беседе с корреспондентом амер. журн. «The Monthly Musical Record» он говорил: «Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись родины, я потерял самого себя. У изгнанника, который лишился музыкальных корней, традиций и родной почвы, не остаётся иных утешений, кроме нерушимого безмолвия нетревожимых воспоминаний». Только в 1926 был завершён 4-й концерт для фортепиано с оркестром, начатый ещё в России, одноврем. написаны «Три русские песни» для хора и оркестра. В соч., созданных в 30-е гг. («Вариации на тему Корелли» для фортепиано, 1931; «Рапсодия на тему Паганини» для фортепиано с оркестром, 1934; 3-я симфония, 1935-36; «Симфонические танцы», 1940), тема Родины переплетается с мотивом трагич. одиночества художника, оторванного от родной почвы. Ежегодно давая десятки концертов в Америке и разл. европ. странах, Рахманинов исполнял разнообразный пианистич. репертуар. Кроме собственных соч., он особенно охотно играл произв. Л. Бетховена, Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Листа. Его интенсивная конц. деятельность продолжалась до конца жизни. Лишь за полтора месяца до смерти Рахманинов был вынужден прервать очередную конц. поездку в связи с обострившейся болезнью. Живя за границей, он считал себя рус. художником, следил за новинками сов. лит-ры. Патриотизм Рахманинова особенно проявился во время 2-й мировой войны 1939-45. Передавая сбор с одного из своих концертов в фонд обороны СССР, он писал: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу».
Рахманинов — один из крупнейших рус. композиторов кон. 19 — нач. 20 вв. В своём творчестве он с большой силой выразил пафос ожидания близящихся перемен, страстный порыв к лучшему будущему, к-рыми проникнуты мн. произв. передовой рус. лит-ры и иск-ва этого периода. Протест против социального и политич. гнёта художники часто отождествляли с борьбой за освобождение человеческой личности. Этот мотив звучит и в творчестве Рахманинова. Отсюда яркая, напряжённая экспрессия его музыки, преобладание в ней лирич. начала. Но лиризм Рахманинова далёк от замкнутой субъективно-изысканной лирики декадентских салонов. Его творчество характеризуется общительностью, «открытостью» чувства, оно всегда обращено к широкой аудитории. Эмоциональный диапазон лирики Рахманинова велик — от тихой поэтич. созерцательности до бурных взрывов протестующего чувства. При этом выражение того или иного внутр. душевного состояния обычно соединяется у Рахманинова с отображением окружающей действительности; чаще всего это картины родной рус. природы или историч. нац. прошлого.
Художник 20 в., чутко откликавшийся на запросы своего времени, Рахманинов был вместе с тем наследником и продолжателем классич. традиций рус. музыки. Наиболее глубоки и тесны его связи с творчеством Чайковского. Но многое он воспринял и от композиторов петербургской школы — как в образной сфере творчества, так и в характере мелодич. языка, приёмах гармонич. и орк. письма. Своеобразие музыки Рахманинова прежде всего в её особой экспрессивной заострённости, тонкости лирич. чувства, силе и напряжённости выразит. контрастов. Рахманинов — ярчайший мелодист. Присущие его музыке мелодич. широта и распевность коренятся в рус. нар.-песенной и древней культовой мелодике (однако он редко прибегал к цитатному использованию фольклорных образцов; связь с нар. истоками носит у него более общий, индивидуально опосредствованный характер). Рахманинов обладал особой манерой гармонич. письма, был крупным и оригинальным мастером орк. колорита. Одним из характерных элементов рахманиновского стиля является неповторимо своеобразный упругий и энергичный ритм, служащий одноврем. и сдерживающим началом в его музыке, и средством динамизации муз. развития.
В разнообразном по жанрам творч. наследии Рахманинова, включающем оперы, разл. виды симф., вок.-симф., хор., камерно-инстр. и вок. музыки, центр. место (в количеств. отношении и по значению) занимают фортепианные произведения. Это объясняется как тем, что Рахманинов был сам величайшим пианистом (большей частью первым исполнителем своих соч.), так и общей, возросшей в нач. 20 в. ролью фортепианной музыки в России. Рахманинов и А. Н. Скрябин были первыми рус. композиторами, фортепианная музыка которых по значению стала равноценной самым высоким достижениям нац. оперного и симф. творчества. Рахманинов синтезировал традиции пышно-декоративного пианизма Листа с широкой лирич. распевностью типично рус. характера, с интимной простотой и непосредственностью эмоционального выражения, присущей мн. фортепианным произв. М. И. Глинки, Чайковского и др. рус. композиторов. В совр. конц. репертуаре прочное место заняли 4 концерта для фортепиано с оркестром Рахманинова, среди к-рых особенно выделяются законченностью художеств. замысла, свежестью и выразительностью тематич. материала 2-й и 3-й. Продолжая вслед за Листом, И. Брамсом и Чайковским симфонизацию конц. жанра, Рахманинов вносит в него элементы лирич. поэмности, подчёркивает монологич. начало, стремясь к возможно большему сближению партии солиста и оркестра. К концертам примыкает «Рапсодия на тему Паганини» для фортепиано с оркестром, в к-рой вариационная форма достигает широких симф. масштабов. Черты «концертности» присущи и мн. произв. Рахманинова малой формы (6 музыкальных моментов ор. 16, 1896; прелюдии ор. 23 и ор. 32), фортепианная фактура к-рых часто носит развитой виртуозный характер. Но, как и в концертах, виртуозность подчинена в них поэтич. замыслу. Отд. пьесы указанных циклов связаны с устоявшимися жанровыми формами (танец, марш, песня, баркарола) и вызывают порой определённые картинные ассоциации.
Пианистич. мастерство Рахманинова разносторонне представлено в «Этюдах-картинах» ор. 33 и ор. 39. В каждом из них решение той или иной технически-фактурной задачи совмещается с яркой образностью музыки. Впоследствии композитор дал нек-рым из своих «Этюдов-картин» программное истолкование. К произв. крупного конц. плана принадлежат 2 фортепианные сонаты P. (d-moll, 1906-07, и b-moll, 1913), по типу родственные «Большой сонате» (G-dur) Чайковского и 1-й сонате (b-moll) Глазунова. Однако для Рахманинова жанр сонаты, в отличие от двух др. выдающихся представителей рус. фортепианной музыки того же времени — Скрябина и Н. К. Метнера, оказался малохарактерным. Рахманинов написал для фортепиано также 2 цикла вариаций (на тему Шопена, 1902; на тему Корелли, 1931), ряд небольших пьес и конц. транскрипций (в т.ч. обработки собств. романсов «Сирень» и «Маргаритки»).
В симф. творчестве Рахманинова отразилась характерная для рус. музыки кон. 19 — нач. 20 вв. тенденция к синтезу элементов лирико-драм. симфонизма Чайковского с эпич. симфонизмом композиторов «Могучей кучки». В 1-й симфонии при наличии смелых новаторских прозрений этот синтез был осуществлён ещё недостаточно органично. Своеобразие симф. мышления Рахманинова полностью выявилось в его 2-й симфонии, где главным стимулом развития служит не столько конфликтное соотношение тематич. элементов или их картинно-живописное контрастирование, сколько непрерывное напряжённое мелодич. дыхание. В 3-й симфонии, созданной уже в иную историч. эпоху, в условиях сложного переплетения противоречивых художеств. течений сер. 20 в., Рахманинов утверждал жизненность классич. традиций рус. музыки. Образ Родины в разл. преломлениях составляет содержание этого произв., соединяющего лирику и эпос с суровым драматизмом. Во многом близки этой симфонии и «Симфонические танцы», оказавшиеся последним произв. Рахманинова. Яркой живописностью муз. языка отличаются программные симф. соч. «Утёс» (по стихотворению М. Ю. Лермонтова) и «Остров мёртвых» (по картине А. Бёклина), хотя психологич. выразит. задачи преобладают в них над красочно-изобразительными. Орк. развитие выполняет ведущую роль в вок.-симф. произв. Рахманинова: кантате «Весна» (на слова стихотворения Н. А. Некрасова «Зелёный шум»), в к-рой он проявляет себя как художник, необычайно глубоко и тонко ощущающий поэзию родной рус. природы, и поэме «Колокола» (на сл. Э. По в пер. К. Д. Бальмонта) — трагическом повествовании о человеческой жизни, соприкасающемся в нек-рых моментах с иск-вом символизма. «Три русские песни» для оркестра и хора — одно из немногих произв. Рахманинова, в к-рых он прибегает к подлинным нар.-песенным темам, трактуя их своеобразно и необычно.
Выдающимся вкладом в муз. лит-ру для хора a cappella являются «Литургия Иоанна Златоуста» (1910) и «Всенощное бдение» (1915). Написанные на канонич. церк. текст, они далеко выходят за пределы прикладной богослужебной музыки и представляют собой законченные крупные произв. типа хор. кантаты. «Всенощная», возникшая как отклик на события 1-й мировой войны, — монументальное эпич. полотно, в к-ром выражены размышления композитора о нар. судьбе и нравств. долге человека. Опираясь на мелодику знаменного и др. древних (киевский, греческий) распевов, Рахманинов пользуется смелыми и свободными методами её гармонич. обработки, вводит приёмы оперной и симф. драматургии.
В своих операх Рахманинов отказывается от сложной, насыщенной событиями драм. фабулы и тяготеет к известной камерности. Первой его юношеской опере «Алеко», ещё не вполне самостоятельной стилистически, присущи нек-рые черты веристской драматургии. В «Скупом рыцаре» (на текст одной из «маленьких трагедий» Пушкина) Рахманинов развивает тип небольшой декламационной оперы, прообразом к-рой в рус. музыке явился «Каменный гость» Даргомыжского. Но в отличие от «Каменного гостя» и основанной на аналогич. принципе оперы «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова, в «Скупом рыцаре» центр тяжести перенесён на орк. развитие. Симф. начало играет важную роль и в «Франческе да Римини» (либр. М. И. Чайковского по «Божественной комедии» Данте), отличающейся, как и остальные оперы Рахманинова, сжатостью и лаконизмом действия. Опера «Монна Ванна» (по одноим. пьесе М. Метерлинка, 1907) не была окончена.
Большое место в творчестве Рахманинова занимает камерный вок. жанр (написал более 80 романсов на слова рус. и заруб, поэтов). Непосредственность выражения лирич. чувства, яркий вок. мелодизм сближают Рахманинова с Чайковским. Вместе с тем он стремился к тонкой декламационной передаче текста и красочной звукописной акцентировке осн. образных моментов. Тщательно разработанное фортепианное сопровождение приобретает нередко равноправное с вок. партией, а порой и главенствующее значение. Уже в юношеские годы Рахманинов создал произв., не уступающие классич. шедеврам рус. вок. лирики, — «В молчаньи ночи тайной» (сл. А. А. Фета. 1890), «Не пой, красавица» (сл. Пушкина, 1892). Особой поэтич. проникновенностью, тонкостью эмоциональной нюансировки отличаются такие образцы созерцат. лирики Рахманинова, как «Сирень» (сл. Е. А. Бекетовой), «Здесь хорошо» (сл. Г. А. Галиной), «Ночь печальна» (сл. И. А. Бунина). Наряду с этим в его камерной вок. лирике встречаются и образы, проникнутые бурным жизнеутверждающим чувством («Весенние воды» на сл. Ф. И. Тютчева), мрачным трагизмом («Отрывок из Мюссе»; «Я опять одинок» на сл. Т. Г. Шевченко в пер. Бунина), пафосом мужества и отваги («Буря» и «Арион» на сл. Пушкина). Цикл романсов ор. 38 (1916) отличается изысканностью колористич. средств («Маргаритки» на сл. И. Северянина, «Сон» на сл. Ф. К. Сологуба) и гротесковой заострённостью образов («Крысолов» на сл. В. Я. Брюсова). Мелодич. дар Рахманинова необычайно ярко проявился в «Вокализе», соединяющем типично рус. распевность, «неизбывную» широту мелодич. дыхания со строгой ритмич. остинатностью баручной арии.
В области камерной инстр. музыки значит. произв. являются «Элегическое трио» d-moll, написанное под впечатлением смерти Чайковского, и соната для виолончели и фортепиано (1901).
Как пианист Рахманинов был единодушно признан одним из величайших художников в истории фортепианного исполнительства. Имя его ставилось в один ряд с именами Ф. Листа и А. Г. Рубинштейна. Его виртуозное мастерство было безгранично по своим возможностям, но он никогда не выдвигал его на первый план, всецело подчиняя содержат. художеств. замыслу. Исполнение Рахманинова захватывало прежде всего огромной выразит. силой. Чрезвычайной рельефностью отличалась его фразировка, каждая деталь оказывалась «весомой» и была наполнена яркой экспрессией. Этому способствовал особый «рахманиновский» ритм, властно приковывавший внимание слушателя подчёркнутой остротой и энергией. Критика отмечала в фортепианном исполнении Рахманинова черты «оркестральности», проявлявшиеся в богатстве звуковых красок, исключительно гибкой, разнообразной тембровой нюансировке и в ясном выделении каждого отд. голоса. При этом Рахманинов никогда не увлекался красочными деталями в ущерб целому. Его называли «идеальным исполнителем-стратегом». Строгая продуманность, цельность и законченность исполнит. замысла действовали убеждающе даже тогда, когда его интерпретация того или иного произв. расходилась с привычными трактовками и могла показаться в чём-то спорной.
Теми же качествами, к-рые были характерны для Рахманинова-пианиста, отличалось и его дирижёрское иск-во. При внешней сдержанности, скупости жеста он обладал, по признанию современников, гипнотич. силой воздействия на музыкантов оркестра и слушателей. Тщательная отделка деталей соединялась в его исполнении с большой внутр. энергией и эмоциональной наполненностью. Избегая всего показного, Рахманинов добивался от оркестра точного выполнения всех своих намерений. Среди его дирижёрских трактовок особенно выделялось исполнение 4-й и 5-й симфоний Чайковского, 2-й («Богатырской») симфонии Бородина, «Сечи при Керженце» Римского-Корсакова, сюит «Пер Гюнт» Грига, симф. поэм «Дон Жуан» и «Тиль Уленшпигель» Р. Штрауса, в театре — опер «Иван Сусанин» и «Пиковая дама». После отъезда за границу Рахманинов почти полностью отказался от дирижирования и выступал на симф. эстраде лишь в исключит. случаях.
Основные даты жизни и деятельности:
1873 — 20 III. В имении Онег (Семёново?) Новгородской губ. в семье отставного офицера Василия Аркадьевича Рахманинова и его жены Любови Петровны (урожд. Бутаковой) род. сын Сергей.
1877 — Начало систематич. занятий игрой на фортепиано под рук. А. Д. Орнатской.
1882 — Переезд семьи в Петербург, поступление на младшее отделение Петерб. консерватории в класс преподавателя игры на фортепиано В. В. Демянского.
1885 — Перевод в Моск. консерваторию в класс фортепиано Н. С. Зверева, в доме к-рого Рахманинов жил до 1889.
1886 — I-II. Посещение Историч. концертов А. Г. Рубинштейна в Москве. Особенно сильное впечатление от «Аппассионаты» Бетховена и сонаты b-moll Шопена.
1887 — Первые опыты муз. творчества (набросок скерцо для оркестра, ноктюрны для фортепиано).
1888 — Переход на старшее отделение Моск. консерватории в класс А. И. Зилоти (фортепиано), А. С. Аренского (гармония, позже канон и фуга, инструментовка, свободное сочинение), С. И. Танеева (контрапункт строгого письма).
1889 — V. Экзамен по гармонии (П. И. Чайковский поставил Рахманинову отметку «5» и окружил её со всех сторон знаками «+»).
1891 — 24 II. Исп. Рахманиновым в открытом ученич. концерте Моск. консерватории 1-й части 4-го концерта для фортепиано с оркестром А. Г. Рубинштейна (дирижёр — В. И. Сафонов); исп. в этом же концерте 2 частей неоконч. струн. квартета Рахманинова в перелож. для оркестра. −24 V. Годовой экзамен по фортепиано, после к-рого Рахманинов получил диплом об окончании Моск. консерватории по классу фортепиано.
1892 — 30 I. Концерт Рахманинова с участием Д. С. Крейна и А. А. Брандукова (исп. ряда его произв., в т.ч. «Элегического трио» g-moll). — 17 III. Исп. Рахманиновым 1-й части своего 1-го концерта для фортепиано с оркестром в ученич. концерте Моск. консерватории под упр. Сафонова. — 7 V. Выпускной экзамен по композиции. Присуждение Рахманинову большой золотой медали. — 28 XII и 27 I 1893. Концерты в Харькове с участием друга Рахманинова — певца М. А. Слонова.
1893 — 27 IV. Премьера «Алеко» в Большом т-ре. — 18 X. Премьера «Алеко» в Киеве (дирижировал автор).
1894 — 31 I. Авторский концерт Рахманинова в Москве с участием Ю. Э. Конюса, Брандукова и Е. А. Лавровской; первое исп. «Элегического трио» d-moll. — III. Начало работы в Мариинеком жен. уч-ще (до 1901).
1895 — XI-XII. Конц. поездка со скрипачкой Т. Туа (Лодзь, Белосток, Гродно, Вильнюс, Ковно (Каунас), Минск, Могилёв, Москва, Смоленск, Витебск, Рига).
1897 — 15 III. Исп. 1-й симфонии Рахманинова в одном из «Рус. симф. концертов» под упр. А. К. Глазунова. Резко отрицат. отзывы петерб. прессы. Длительный перерыв в творчестве. — Осень. Начало работы в качестве второго дирижёра в Моск. частной рус. опере (12 X. Первое выступление — в опере «Самсон и Далила»).
1898 — IX. Конц. поездка в Крым с артистами Моск. частной рус. оперы. Встреча с А. П. Чеховым. — Отказ от работы в т-ре.
1899 — 19 IV. Выступление в концерте Лондонского симф. об-ва в качестве пианиста и дирижёра (первое заруб, выступление Рахманинова). — 27 V. Исп. «Алеко» на Пушкинском празднике в Таврическом дворце (Петербург) с участием Ф. И. Шаляпина.
1900 — V. Поездка в Крым: посещение Чехова в Ялте, знакомство с артистами Моск. Художеств. т-ра. — 2 XII. Исп. Рахманиновым 2-й и 3-й частей 1-го концерта для фортепиано с оркестром в Москве (дирижёр Зилоти).
1901 — 27 X. Первое (полное) исп. 2-го концерта для фортепиано с оркестром в симф. собрании Моск. филармонич. об-ва под упр. Зилоти. — 24 XI. Первое исп. 2-й сюиты для 2 фортепиано (автор и Зилоти). — 2 XII. Первое исп. сонаты для виолончели и фортепиано (Брандуков и автор).
1902 — 11 III. Первое исп. кантаты «Весна» в Москве под упр. Рахманинова — IV. Женитьба Рахманинова на двоюродной сестре Н. А. Сатиной. — XII. Выступления в Вене и Праге (2-й концерт для фортепиано с оркестром, дирижёр Сафонов). — Осень. Начало работы в Екатерининском жен. ин-те.
1903 — 10 II. Первое исп. Рахманиновым «Вариаций на тему Шопена» и неск. прелюдий ор. 23 в Москве. — 21 IX. Пост. «Алеко» в Новом т-ре в Москве с участием Шаляпина.
1904 — Присуждение Рахманинову Глинкинской пр. за 2-й концерт для фортепиано с оркестром. −28. I. Исп. фантазии «Утёс» в Нью-Йорке, в концертах Рус. симф. об-ва М. И. Альтшуллера. — Начало работы в Большом т-ре в качестве дирижёра (первое выступление — в опере «Русалка»). — 21 IX. Торжеств. спектакль «Ивана Сусанина» под упр. Рахманинова в Большом т-ре в обновлённой пост. к 100-летию со дня рождения Глинки. — 26 X. Юбилейное, 100-е представление оперы «Пиковая дама» в Большом т-ре под упр. Рахманинова.
1905 — 16 I, 18 III, 30 X и 26 XI. Симф. концерты Кружка любителей русской музыки под упр. Рахманинова — 27 I. Премьера оперы «Пан-воевода» Римского-Корсакова в Большом т-ре под упр. Рахманинова (этим выразил свою солидарность с Римским-Корсаковым, уволенным из консерватории за поддержку требований студентов).
1906 — 11 I. Премьера опер «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини» в Большом т-ре под упр. автора. — VI. Отказ от работы в Большом т-ре. — X. Переезд Рахманинова с семьёй в Дрезден, с целью сосредоточиться на творч. работе. — Присуждение Рахманинову Глинкинской пр. за кантату «Весна».
1907 — 26 V. Выступление в качестве пианиста и дирижёра в одном из «Рус. симф. концертов», организованном С. П. Дягилевым, в Париже (2-й концерт для фортепиано с оркестром; кантата «Весна», солист Шаляпин).
1908 — 17 I. Первое исп. 1-й фортепианной сонаты К. Н. Игумновым в концерте, посв. творчеству Рахманинова (Москва). — 26 I. Первое исп. 2-й симфонии под упр. автора в Петербурге (2 II — в Москве). — Присуждение Рахманинову Глинкинской пр. за 2-ю симфонию.
1909 — Избрание Рахманинова членом дирекции Моск. отделения РМО и назначение на должность инспектора музыки при Гл. дирекции РМО. — 4 I. Первое авторское исп. 1-й фортепианной сонаты в Москве (7 I — в Петербурге). −18 IV. Первое исп. симф. поэмы «Остров мёртвых» под упр. автора в Москве. — 3 IX — 27 I 1910. Конц. поездка по США и Канаде (Нортхемптон, Филадельфия, Балтимор, Нью-Йорк, Бостон, Чикаго, Торонто).
1910 — 4 IV. Первое исп. 3-го концерта для фортепиано с оркестром в России (Москва). — 25 XI. Первое исп. «Литургии Иоанна Златоуста» хором Синодального уч-ща под упр. H. M. Данилина (Москва).
1911 — I-III. Конц. выступления в Москве, Киеве, Одессе, Петербурге и за рубежом (Германия, Нидерланды). — X. Конц. поездка по Великобритании. — XI. Конц. поездка по городам России (Киев, Харьков, Екатеринослав (Днепропетровск), Ростов-на-Дону, Баку, Тбилиси, Одесса, Вильнюс, Рига).
1912 — 13,15, 17, 20, 22 и 23 II. Спектакли «Пиковой дамы» в Мариинском т-ре (Петербург) под упр. Рахманинова — 6, 20 и 27 X, 3 XI, 1 XII. Симф. собрания Моск. филармонич. об-ва под упр. Рахманинова — 23 XI. Концерт под упр. Рахманинова памяти И. А. Саца.
1913 — X-XI. Конц. поездка по городам России (Курск, Орёл, Смоленск, Либава (Лиепая), Рига, Минск, Вильнюс, Лодзь, Варшава, Киев, Одесса, Кишинёв, Кременчуг, Полтава, Харьков, Екатеринослав, Таганрог, Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Екатеринодар (Краснодар), Баку, Тбилиси). — 30 XI. Первое исп. поэмы «Колокола» в Петербурге под упр. автора.
1914 — I. Конц. поездка по Великобритании. — 3 II. Первое исп. поэмы «Колокола» в Москве под упр. автора. — XI-XII. Участие в концертах С. А. Кусевицкого в Киеве, Харькове, Москве в пользу раненных на войне.
1915 — 10 III. Первое исп. «Всенощного бдения» в Москве хором Синодального уч-ща под упр. Данилина. — 26 IX. Исп. Рахманиновым концерта для фортепиано с оркестром А. Н. Скрябина в Петрограде (дирижёр Зилоти; 12 X — в Москве). — X-XII. Выступления с концертом из произв. Скрябина в Ростове-на-Дону, Тбилиси, Москве, Петрограде, Киеве.
1916 — X-XII. Выступления с певицей Н. П. Кошиц в Москве и Петрограде (программы из произв. Рахманинова). — XI-XII. Ряд концертов в Петрограде и Москве (первое исп. «Этюдов-картин» ор. 39).
1917 — I-II. Выступления в Москве, Петрограде, Киеве, Харькове, Ростове-на-Дону, Таганроге. — 25 III. Последнее выступление Рахманинова в Москве с оркестром под упр. Э. А. Купера (концерты для фортепиано с оркестром — 2-й Рахманинова, 1-й Чайковского, 1-й Листа). — XII (после 20). Отъезд Рахманинова с семьёй за границу.
1918 — Конц. выступления в Копенгагене, Осло, Стокгольме. — XI. Переезд в США (Нью-Йорк). — 8 XII. Выступление в Провиденсе (штат Род-Айленд), явившееся началом интенсивной конц.-пианистич. деятельности Рахманинова за рубежом (в сезон 1918-19 в США состоялось 36 выступлений).
1919-20 — Конц. выступления в США и Канаде.
1921 — Осень. Встреча с Шаляпиным и артистами Моск. Художеств. т-ра в США.
1922 — 2 IV. Участие в симф. концерте под упр. В. Дамроша в пользу голодающих в России. — Организация Рахманиновым продуктовых посылок через АРА (American Relief Administration). — 6 и 20 V. Выступления в Великобритании.
1923-25 — Конц. деятельность в Америке и Европе.
1926 — Возвращение к композиторскому творчеству, завершение 4-го концерта для фортепиано с оркестром (начат в России в 1914).
1927 — 18 III. Первое исп. 4-го концерта для фортепиано с оркестром (партию фортепиано исп. автор) и «Трёх русских песен» для хора и оркестра в симф. концерте под упр. Л. Стоковского (Филадельфия).
1928 — X-XII. Конц. поездка по городам Европы — Гаага, Амстердам, Роттердам, Берлин, Гамбург, Кёльн, Франкфурт, Ганновер, Дрезден, Бреслау (Вроцлав), Милан, Вена, Будапешт, Париж.
1929 — I-IV. Концерты в США (31 выступление). — X-XII. Конц. поездка по странам Зап. Европы (Германия, Великобритания, Нидерланды, Австрия, Венгрия, Швейцария, Франция).
1931 — 7 XI. Первое исп. Рахманиновым «Вариаций на тему Корелли» (Нью-Йорк).
1932 — Приобретение Рахманиновым имения в Швейцарии (вилла «Сенар»; до 1939 ежегодно проводил здесь с семьёй лето).
1933 — VIII. Поездка в Байрёйт на Вагнеровский фестиваль.
1934 — 7 XI. Первое исп. Рахманиновым «Рапсодии на тему Паганини» с оркестром под упр. Стоковского (Филадельфия).
1936 — 6 XI. Первое исп. 3-й симфонии под упр. Стоковского (Филадельфия).
1939 — XI-XII. Фестиваль в Нью-Йорке, посв. творчеству Рахманинова, с участием автора и Филадельфийского оркестра под упр. Ю. Орманди (10 XII — под упр. Рахманинова исп. 3-я симфония и «Колокола»).
1941 — 3 I. Первое исп. «Симфонических танцев» под упр. Орманди (Филадельфия). — 13 и 14 III. Исп. под упр. Рахманинова 3-й симфонии и «Колоколов» (Чикаго). — 1 XI. Концерт Рахманинова в фонд медицинской помощи Сов. Армии (Нью-Йорк).
1942 — 7 XI. Концерт Рахманинова в фонд помощи Сов. Армии (Нью-Йорк).
1943 — 3 II. Отъезд в очередное конц. турне. — 17 II. Последний концерт Рахманинова в Ноксвилле, после к-рого поездка была прервана из-за обострившейся болезни (рак лёгких и печени). — 28 III. Смерть Рахманинова в Беверли-Хилс (Калифорния).
Издания:
Полное собрание сочинений для фортепиано, т. 1-4, М., 1948-51; Романсы. Полн. собр., М., 1957; Романсы. Полн. собр., т. 1-2, М., 1973.
Литературные сочинения:
С. И. Танеев, «Русские ведомости», 1915, 16 июня; Письма (1890-1943 гг.), ред., вступ. статья и комментарии З. Апетянц, М., 1955.
Литература:
Л., Современные музыкальные деятели. С. В. Рахманинов, «РМГ», 1905, No 1; Прокофьев Гр., Певец интимных настроений, там же, 1909, No 48-52, 1910, No 2, 6, 26-31, 37-38, 40; его же, Рахманинов играет Скрябина, «СМ», 1959, No 3; его же, Заметки о Рахманинове, там же, 1959, No 10; В. Я., С. В. Рахманинов, «Русская старина», 1911, т. 148, кн. 12; Шагинян М., С. В. Рахманинов. (Музыкально-психологический этюд), «Труды и дни», 1912, No 4/5; её же, Человек и время. Воспоминания, «Новый мир», 1977, No 1, с. 91-97, 104-34; Сабанеев Л., Скрябин и Рахманинов, «Музыка», 1912, No 75; Беляев В., С. В. Рахманинов, М.. 1924; Асафьев Б. В., С. В. Рахманинов, (М., 1945); его же, Избранные труды, т. 2, М., 1954; Советская музыка, сб. 4, М.-Л., 1945 (осн. часть посв. Р.); С. В. Рахманинов, Сб. статей и материалов, под ред. Т. Э. Цытович, М.-Л., 1947; С. В. Рахманинов и русская опера. Сб. статей под ред. И. Ф. Бэлзы, М., 1947; Соловцов A., С. В. Рахманинов, М.-Л., 1947, 1969; его же, Фортепианные концерты Рахманинова, М.-Л., 1951, 1961; Молодые годы С. В. Рахманинова. Письма. Воспоминания, (общ. ред., предисл. В. И. Богданова-Берзовского), Л. — М., 1949; Алексеев А. Д., С. В. Рахманинов. Жизнь и творческая деятельность, М., 1954; его же, Русская фортепианная музыка. Конец XIX — начало XX века, М., 1969, с. 118-85; Васина-Гроссман В. A., Русский классический романс XIX века, М., 1956, гл. 10; Кандинский А. И., Оперы Рахманинова, М., 1956, 1960; его же, Памятники русской культуры, «СМ», 1968, No 3; его же, О симфонизме Рахманинова, там же, 1973, No 14; его же, Симфонизм Рахманинова и его поэма «Колокола», там же, 1973, No 6-7; Соколова О., Симфонические произведения С. В. Рахманинова, М., 1957; её же, Хоровые и вокально-симфонические произведения Рахманинова, М., 1963; Воспоминания о Рахманинове, (сост., прим. и предисл. З. А. Апетян), т. 1-2, М., 1957, (доп.) 1974; Брянцева В., С. Рахманинов, М., 1962; её же, Рукописи первого и второго фортепианных концертов С. В. Рахманинова, в кн.: Из архивов русских музыкантов, М., 1962; её же, Фортепианные пьесы Рахманинова, М., 1966; её же, Детство и юность С. Рахманинова, М., 1970, 1972; её же, С. В. Рахманинов, М., 1976; Цуккерман В., Жемчужина русской лирики, «СМ», 1965, No 1, то же, в его кн.: Музыкально-теоретические очерки и этюды, (вып. 1), М., 1970; Понизовкин Ю., Рахманинов — пианист, интерпретатор собственных произведений, М., 1965; Коган Г., Избранные статьи, (вып. 1) — Вопросы пианизма, М., 1968; С. В. Рахманинов в Ивановке. Сб. материалов и документов, сост. Н. Н. Емельянова, Воронеж, 1971; Келдыш Ю., Рахманинов и его время, М., 1973; его же, Творческий путь великого музыканта (к 100-летию со дня рождения С. В. Рахманинова), «СМ», 1973, No 4; Алексеева Е., Фонд No 18, там же, 1973, No 4.
Ю. В. Келдыш
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
Фортепианное творчество Рахманинова →
Симфоническое творчество Рахманинова →
Камерно-инструментальное творчество Рахманинова →
Оперное творчество Рахманинова →
Хоровое творчество Рахманинова →
Романсы Рахманинова →