27 апреля 2015 года в Камерном зале Московского международного Дома музыки состоялся концерт ансамбля «Русские виртуозы Европы» под заголовком «Шедевры струнных секстетов».
Струнный ансамбль «Русские виртуозы Европы», в состав которого входят русские музыканты, живущие вне России, был основан в 2004 году скрипачом и альтистом Юрием Жислиным, сыном известного скрипача Григория Жислина. Он художественный руководитель Международного музыкального фестиваля Evaristo Valle (Испания). Концертную и организаторскую деятельность Юрий Жислин совмещает с должностью профессора скрипки в Королевском музыкальном колледже в Лондоне.
Каждый из 18–20 участников ансамбля «Русские виртуозы Европы» может гордиться внушительным списком призов престижных международных конкурсов и успешной карьерой в качестве солистов, ансамблистов, педагогов, руководителей и директоров камерных и симфонических оркестров.
Дебют «Русских виртуозов Европы» состоялся в Вигмор-холле — одном из наиболее престижных залов Лондона.
С тех пор ансамбль стал выступать в лучших концертных залах Европы, таких как Kings Place, St. John’s Smith Square, Cadogan Hall в Лондоне, зал Гаво в Париже и др., совершил три больших турне по Латинской Америке.
В Москву приехал не полный состав ансамбля, а струнный квартет, составленный из концертмейстеров групп ансамбля: Юрий Жислин и Наталья Ломейко (скрипки), Софья Лебедь (альт), Кристина Блаумане (виолончель) с приглашёнными артистами: Даниилом Гришиным (альт), Борисом Андриановым (виолончель). Артуро Куэльяр (фортепиано, Колумбия) принял участие в этом концерте как автор одного из сочинений.
Программа концерта была весьма интересна.
Её открывал струнный секстет из последней оперы Рихарда Штрауса «Каприччио». Пьеса очень непроста и для исполнителей, и для слушателей. Двенадцатиминутное сочинение звучит в очень узком динамическом интервале и без эмоционального наполнения могло бы показаться скучным, но этого не произошло. Было очень значительное сосредоточение и концентрация внимания.
Секстет не только оказался замечательной музыкой, но и исполнен был великолепно. С первых звуков стал очевиден высочайший уровень инструментальной подготовки всех участников. Ансамбль секстета был очень точный. Временами возникало ощущение, что на сцене один инструмент — настолько звучание инструментов было близким даже тембрально.
Прозвучавшая следом «Фантазия № 3 для фортепиано и струнных» написана Артуро Куэльяром по просьбе Юрия Жислина совсем недавно,
между католическим Рождеством и Новым 2015 годом. Жислин попросил использовать в фантазии русские мотивы. Этих мотивов мы особо не расслышали, разве что какой-то намёк на раннего Стравинского в первой части. Зато в сочинении прослеживается явное влияние минимализма с латиноамериканской спецификой и темпераментом.
«Фантазия» — это трёхчастная танцевальная сюита. Первая часть — типичное латиноамериканское танго. Вторая — cantabile, мягкий вальс. Третья — mapale — основана на супертемпераментном колумбийском танце с африканскими корнями. Партию фортепиано блестяще исполнил автор, с присущей ему тягой к джазовым ритмам.
Завершивший концерт струнный секстет Петра Ильича Чайковского «Воспоминание о Флоренции» прозвучал в достойном, непереслащенном виде.
На первом плане были не исполнители-интерпретаторы, а сама музыка и в первую очередь точно исполненный нотный текст с авторскими указаниями. Для музыки Чайковского это особенно актуально.
Нельзя не поблагодарить организаторов концерта, продюсерскую компанию «Art-Brand» за знакомство московских меломанов с замечательным, неизвестным нам дотоле ансамблем «Русские виртуозы Европы».
В этом коллективе мы услышали замечательный феномен.
Русская скрипичная школа, которая во второй половине ХХ века была в расцвете, и блестящая ансамблевая выучка в сочетании с обретённой в Европе современной эстетикой с её некоторой отстранённостью и сдержанной эмоциональностью позволили создать великолепный ансамбль, базирующийся на лучших русских музыкальных традициях.
Фото: Ира Полярная / «Art-Brand»