С 7 марта по 13 апреля в Москве, в Большом зале консерватории пройдёт Второй международный музыкальный фестиваль Динары Алиевой Opera Art
Оперу часто называют самым удивительным и прекрасным театральным искусством. Зародившись на рубеже XVI и XVII столетий как dramma per musica, с каждым новым витком своего исторического развития опера становилась всё более многосоставным и сложным синтезом музыки, драмы, живописи, хореографии, индустрии моды и красоты, световых шоу и мультимедийных технологий. Пожалуй, нет ни одной театрально-сценической специальности, которая не нашла бы применение в современных оперных спектаклях. Но при всей невероятной многоплановости оперного искусства, говоря «какая прекрасная опера» все, и специалисты, и любители, подразумевают в первую очередь красоту музыки.
Давно ушли в прошлое споры о том, что является важнейшей составляющей оперного искусства, что главное в оперном спектакле – музыка или драма?
Хотя не утихающие дискуссии о «режиссёрском театре» вполне отвечают поискам ответа на этот краеугольный вопрос оперной эстетики. Но всё же, после многочисленных исканий, то выводящих на первый план «прекрасное пение» – bel canto, то возрождающих античную музыкальную драму и зовущих к разнообразным новациям и оригинальным опытам, для современных почитателей оперного искусства ответ очевиден. Именно музыка – главная выразительная сила оперы. И Opera Art – фестиваль, ставящий во главу угла музыкальные впечатления. Конечно, опера – жанр синтетический, и оперный спектакль, тем более в современности, немыслим без режиссуры, сценографии, разнообразных художественных и визуальных эффектов. Но именно в музыке заключается всё своеобразие оперы, именно через музыку композитор передаёт основной эмоциональный накал произведения.
Недаром актёр и режиссёр, племянник знаменитого писателя Михаил Чехов повторял начинающим артистам:
«Всякое искусство постоянно стремится стать подобным музыке».
А Константин Станиславский — режиссёр прежде всего драматического театра, искренне восхищался оперой. «Какое счастье иметь в своём распоряжении такты, паузы, метроном, камертон, гармонию, контрапункт, выработанные упражнения для развития певческой техники, терминологию, обозначающую те или иные артистические представления и понятия о творческих ощущениях и переживаниях!»
Поэтому давайте слушать оперу! И, открывая для себя красоту звучания выдающихся шедевров, приобщаться к величию этого прекрасного и возвышенного оперного искусства.
Художественный руководитель фестиваля – Динара Алиева
Солистка Большого театра России Динара Алиева давно известна в России и многих странах мира своими яркими работами на театральной сцене и незаурядными концертными выступлениями. Будучи востребованной на главной музыкальной сцене страны, певица регулярно сотрудничает с такими авторитетными оперными театрами, как Венская государственная опера, Немецкая опера в Берлине, Пекинский государственный оперный театр, Баварская государственная опера, а также театры многих городов Германии, Италии, Испании и ряда других стран Европы.
Голос, отличающийся большой силой и выразительностью, позволяет артистке успешно обращаться как к лирическим, так и к драматическим партиям для сопрано.
К каждой своей работе она относится с полной самоотдачей, и благодаря такому вдохновенному служению оперному искусству её прочтения каждой партии и роли наполнены чувством и смыслом. Не только за артистический талант и высокое мастерство, но и за эту увлечённость музыкой и сценой Динару Алиеву высоко ценят коллеги-профессионалы, многие из которых после совместных выступлений с певицей становятся её добрыми друзьями на долгие годы.
Таких друзей и коллег Динара Алиева и приглашает к участию в фестивале, который позволил бы и артистам, и публике в полной мере ощутить красоту выдающихся шедевров оперного искусства.
«В чём заключается необыкновенная сила воздействия великих опер?» — задаётся вопросом певица, — «Для меня и моих единомышленников ответ на этот вопрос очевиден: главное в опере – музыка. А самая эффективная возможность ощутить все краски музыкальной палитры – обратиться к концертным исполнениям опер. Без режиссёрских и сценографических эффектов, без декораций и костюмов, в концертном исполнении певец – один на один с партитурой и залом, с музыкой и зрителями. Именно так на фестивале Opera Art мы раскроем магию и красоту оперного искусства».
Второй международный музыкальный фестиваль Динары Алиевой «Opera Art»
С 7 марта по 13 апреля в Москве, в Большом зале консерватории пройдёт Второй международный музыкальный фестиваль Динары Алиевой Opera Art. Фестиваль будет включать пять концертов и, как и первый форум, объединит известных певцов, дирижёров, симфонические и хоровые коллективы для исполнения выдающихся оперных партитур. В своём обращении к знаменитым оперным шедеврам участники фестиваля руководствуются стремлением поделиться со слушателями своим восхищением и любовью к опере.
Важным импульсом к созданию фестиваля Opera Art стала идея Динары Алиевой пригласить друзей и коллег из разных уголков мира выступить на лучшей академической концертной сцене Москвы – в Большом зале Московской консерватории, и
познакомить столичную публику с теми замечательными артистами, с которыми Динаре Алиевой посчастливилось работать.
Известные отечественные и зарубежные певцы, выдающиеся дирижёры, первоклассные симфонические оркестры, хоровые коллективы, легенды оперного искусства и кумиры ушедших эпох, которым посвящаются специальные программы, — вот «действующие лица» фестиваля Opera Art.
Однако, участников фестиваля объединяет не только первоклассное исполнительское мастерство, но и убеждённость в том, что именно в музыке заключается основная сила воздействия оперных шедевров. И при всём стилистическом разнообразии фестиваля, все программы Opera Art призваны подарить наслаждение красотой и гармоничным совершенством музыки знаменитых опер, которые прозвучат как в виде фрагментов в гала-концертах, так и целиком в концертном исполнении.
В концертном исполнении на фестивале Opera Art прозвучат оперы «Ласточка» Пуччини (открытие фестиваля, 7 марта) и «Трубадур» Верди (6 апреля).
Обе оперы довольно редко ставятся на сценах отечественных театров, и возможность услышать эти сочинения целиком, несомненно, станет привлекательным достоинством программы фестиваля.
Но главное, что для исполнения этих оперных партитур в Москве приглашены те же творческие силы, которые участвовали в резонансных новых постановках опер в знаменитых театрах. «Ласточка» Пуччини стала событием сезона 2014-2015 гг. в Немецкой оперы в Берлине, а «Трубадур» Верди — едва ли не самой обсуждаемой новинкой в афише Израильской государственной оперы в Тель-Авиве в сезоне 2015-2016.
Премьера «Ласточки», прошедшая в марте 2015 года, была встречена с повышенным интересом еще и потому, что эта постановка стала режиссёрским дебютом Роландо Виллазона. Знаменитый тенор впервые попробовал себя в роли постановщика и сделал это с большим успехом. Причём, сам признавался, что многое в спектакле задумывалось именно под исполнение заглавной партии Магды Динарой Алиевой. И фестиваль певицы открывает именно «Ласточка» с тем же исполнительским ансамблем, что был в берлинской постановке.
Партнёром Динары Алиевой и исполнителем второй центральной роли станет всемирно знаменитый тенор Чарльз Кастроново. Этот певец известен московской публике и по новогодним выступлениям в Доме музыки с Владимиром Спиваковым, и по блистательному участию в первом фестивале Opera Art, в котором программа из неаполитанских песен и испанских сарсуэл, представленная Динарой Алиевой и Чарльзом Кастроново произвела небывалый фурор. Вторую пару комических персонажей, оттеняющих драматичные взаимоотношения главных героев, исполнят, как и в Немецкой опере, Марина Зятькова и Альваро Замбрано. Так что у московской публики есть все шансы услышать блистательный ансамбль солистов мирового уровня.
Премьера «Трубадура» Верди в Израильской опере состоялась в декабре 2015 года и стала знаковым спектаклем в репертуаре театра.
Режиссер новой постановки – Михаил Знанецкий, давно зарекомендовавший себя на самых престижных мировых сценах, сценограф — знаменитая видео-художница Михаль Ровнер. На московское концертное исполнение «Трубадура» прибудет музыкальный руководитель израильской постановки, выдающийся дирижёр Даниэль Орен. Его выступление с ансамблем известных певцов, оркестром и хором театра «Новая опера» обещает стать заметным событием.
Главные партии вместе с Динарой Алиевой исполнят турецкий тенор, известный москвичам по выступлениям в Большом театре Мурат Карахан и многообещающая молодая певица Олеся Петрова (меццо-сопрано).
«Ничто в спектакле не должно быть выше музыки, ничто не оправдывает принесение музыки в жертву. Прима в опере — музыка, а все эффекты призваны только подать ее в самом лучшем свете, направить на нее главное внимание»,
— эти высказывания Даниэля Орена, который дирижёр сделал в интервью в связи с постановкой «Трубадура» полностью отвечают идеологии фестиваля Opera Art.
Специальный гала-концерт (23 марта) будет посвящён замечательному вокальному педагогу Светлане Григорьевне Нестеренко. Динара Алиева по сей день совершенствует своё мастерство под руководством Светланы Нестеренко, которую называют создателем идеальных оперных голосов. Благодаря педагогическому таланту Светланы Григорьевны получили путёвку в жизнь многие великолепные певцы. Мастерство, полученное у Нестеренко, помогает завоевать успех на сценах лучших театров мира. Поэтому воспитанники Светланы Григорьевны называют её педагогом от Бога и говорят, что достигли многого именно благодаря универсальности навыков, полученных в классе своего Учителя. Светлана Нестеренко не только помогает овладеть секретами профессии, но, как опытный мастер, помогает своим студентам творчески расти, обретать уверенность в своих силах, становиться зрелыми музыкантами.
Её уроки не забываются, а ученики всегда с благодарностью вспоминают занятия с Светланой Григорьевной.
Доказательством тому – концерт в честь прославленного педагога, в котором откликнулись участвовать многие известные певцы – воспитанники Светланы Нестеренко. Как известно, учитель знаменит своими учениками. И в концерте в честь Светланы Григорьевны, наряду с Динарой Алиевой, примет участие целая плеяда знаменитых сегодня оперных солистов: сопрано Екатерина Лёхина, Ольга Гурякова и Марина Зятькова, тенор Алексей Неклюдов, бас Александр Виноградов. Сопровождать выступление солистов будет один из лучших российских оркестров — Госоркестр России имени Светланова.
Еще один гала-концерт станет торжественным закрытием фестиваля (13 апреля). Программа финального вечера станет сюрпризом. А партнёром Динары Алиевой по сцене станет тенор Стивен Кастелло, которого причисляют к наиболее перспективным молодым звёздам американской оперы. За плечами 35-летнего певца – сольный дебют в Метрополитен-опера, выступления не только в крупнейших оперных театрах США, но и в лондонском Ковент-Гарден, берлинской Немецкой опере, Венской государственной опере, на фестивалях в Зальцбурге и Глайндборне. Дирижировать оркестром театра «Новая опера» будет Константин Орбелян.
Камерная программа фестиваля (16 марта), в которой Динара Алиева совместно с пианисткой Любовь Венжик исполнит романсы русских композиторов также может привлечь особое внимание меломанов. Поклонникам Динары памятны выступления певицы, включающие вокальную лирику Чайковского и Рахманинова. Исполняя камерный вокальный репертуар русских композиторов, Динара Алиева раскрылась как зрелая артистка, необыкновенно эмоционально, артистично и тонко чувствующая поэтику этой музыки. Многие страницы русской вокальной классики были прочтены певицей необычно и смело.
Предстоящий камерный концерт в рамках фестиваля Opera Art также сулит открытия и яркие впечатления.
Впрочем, яркие эмоции и новые впечатления обещает подарить каждая программа фестиваля, который по замыслу Динары Алиевой должен стать настоящим праздником для почитателей оперного искусства.
Материал предоставлен пресс-службой фестиваля