Большой концерт в честь Елены Образцовой
Празднований юбилеев не бывает много. Когда же речь заходит о таких выдающихся художниках, к которым, несомненно, относится Елена Образцова, то подобный тезис становится актуальней вдвойне, ведь в одно мероприятие просто невозможно вместить всю творческую жизнь юбилярши и всех желающих выступить или просто сказать теплые слова поздравления виновнице торжества.
…Концерт к 45-летию творческой деятельности Елены Образцовой состоялся в Москве на Новой сцене Большого театра России в декабре прошлого года. Юбилейный вечер Елены Образцовой под названием «Образцовая жизнь» прошел в Санкт-Петербурге на сцене Михайловского театра в июле нынешнего года. Затем в конце августа, сразу же после завершения Седьмого Международного конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой, на сцене Большого зала Санкт-Петербургской филармонии в честь знаменитой российской примадонны был дан грандиозный гала-концерт. И вот, наконец, юбилейная эстафета опять передана Москве.
9 декабря на Новой сцене Большого театра при поддержке Министерства культуры Российской Федерации прошло большое гала-представление под названием «Концерт длиною в жизнь». Кто бы мог подумать, что первый пункт программы вечера, скромно отмеченный как «Приветствия Елене Образцовой», займет более полутора с лишним часов! И в течение всего этого времени юбилярша, как и подобает истинной Королеве, принимала поздравления, восседая в центральной ложе бельэтажа. Но время, проведенное в театре до начала самого концерта, стало временем, потраченным с несомненной пользой: приветствия, на редкость неформальные и далекие от всяческого официоза былых лет, чередовались показом уникальных кинокадров, запечатлевших звездные триумфы юбилярши и масштабные вехи ее певческой карьеры. И вправду потрясающий ретроконцерт – «Концерт длиною в жизнь»! Но собственно музыкальная часть мероприятия в составе двух концертных отделений, еще только предстояла.
За пульт Оркестра Большого театра встал итальянец Джузеппе Саббатини, еще совсем недавно лирико-драматический тенор, а на сегодняшний день – дирижер. Заметим, маэстро уже имел опыт проведения подобного юбилейного вечера – гала-концерта в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии. Помимо оркестрового аккомпанемента певцам, под управлением Саббатини прозвучали увертюры к операм «Набукко» Верди и «Дон Жуан» Моцарта, а также «Ноктюрн» Мартуччи. Синьор Саббатини – и с Симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии летом, и с Оркестром Большого театра сейчас – стопроцентно убедил, что и на дирижерском поприще он достиг немалых успехов. Вполне естественно, что раз за пульт оркестра встал иностранец, то и вся программа вечера была составлена из фрагментов произведений западноевропейского оперного репертуара. Единственным отступлением от избранной генеральной линии и особым колоритным штрихом стало выступление Московского камерного хора под управлением Владимира Минина, исполнившего a cappella произведения Георгия Свиридова и русскую народную песню «Однозвучно гремит колокольчик».
Примечательно, что на этом концерте встретились разные певческие поколения – и это, несомненно, свидетельствует о том, что, несмотря на вопиющую бездуховность массового современного общества, связующая нить времен не прерывается хотя бы в музыкальном мире. Из мастеров старшего поколения в этот вечер на сцену вышли две знаменитые венгерские певицы Сильвия Шаш и Эва Мартон. Первая исполнила сцену Шарлотты с письмами из оперы «Вертер» Массне, вторая – финальную арию Джоконды из одноименной оперы Понкьелли. С точки зрения артистического века, отпущенного Богом каждому артисту, время – субстанция не только философски мудрая, но и беспощадная, поэтому не будем слишком строги к услышанным интерпретациям. Главное в них – мастерство, искренность и душа. Обе певицы – сопрано: Шаш – лирико-драматическое, Мартон в своем окончательном амплуа – драматическое.
Вторжение Сильвии Шаш в сферу лирического меццо-сопрано несколько удивило, но его рафинированность даже в отсутствие яркой выразительной аффектации в целом произвела достойное впечатление. С феноменально выразительной Эвой Мартон ситуация другого свойства: ее голос по-прежнему сохраняет удивительную свежесть тембра наверху и в середине, однако его «ходы на низ» уже не могут, как раньше, увлекать в бездну кровавых «веристских» страстей. И, тем не менее, нужно поблагодарить судьбу за то, что, благодаря юбилею Елены Образцовой, не только петербургские (Эва Мартон принимала участие и в упоминавшемся концерте в Санкт-Петербургской филармонии), но и московские меломаны получили уникальную возможность живой встречи с певицей.
Назовем имена исполнителей среднего поколения, услышанных в обсуждаемом концерте. Роскошно-благородный итальянский бас Роберто Скандьюцци в истинно аристократичной манере исполнил арию Аттилы из одноименной оперы Верди. Джованну Казоллу, сегодня едва ли не самую знаменитую итальянскую исполнительницу партии «Турандот» в одноименной опере Пуччини, довелось услышать именно в этой ее коронной роли (в выходной арии). Мария Гулегина – случай особый, ибо эта наша бывшая весьма эксцентричная соотечественница, удивительно быстро утратившая связь с родными корнями и давно уже обосновавшаяся на Западе, сумела сделать там поистине головокружительную карьеру. Но пик ее давно прошел – и даже в ее коронном, ударном хите, мелодии Леоноры из «Силы судьбы» Верди, исполненном в этот вечер, собственно одна ударная вокализация и осталась, уступив место присутствовавшим когда-то нюансам, фразировке, эмоциональной образности. Голос певицы за годы интенсивной зарубежной карьеры потерял пластичность и тембрально потемнел, перестав в какой-то момент быть управляемым и начав выдавать на гора вокал грубого помола. Вообще, появление Гулегиной в подобном сборном концерте в Москве, исходя из ее непредсказуемого характера и фатальной предрасположенности к скандалам, представляется несколько необычным. А ведь в былые годы ее в Россию и калачом невозможно заманить было! Певица выступала в самом конце второго отделения, сразу после Скандьюцци и Казоллы. Даже в этом, на первый взгляд, случайном факте любой меломан «со стажем» усмотрит однозначно определенную подоплеку: конец – делу венец, поэтому ставки на последнего исполнителя в сборном концерте – самые высокие. Но отдадим должное певице: на этот раз всё обошлось без эксцессов.
Вслед за представителями названного поколения идет весьма интересная итальянка Кармела Ремиджо, обладательница выразительно-подвижного лирического сопрано, стилистически безупречно исполнившая арию Донны Анны из «Дон Жуана» Моцарта. С фрагментом из этой же оперы, с арией Лепорелло, выступил потрясающий итальянский бас Алекс Эспозито, блеснув технической выучкой, красотой тембра, «разливающейся» кантиленой, тесситурной свободой и экспрессией. За последние годы этот певец уже успел убедительно доказать, что на международном музыкальном небосклоне зажглась яркая оперная звезда. То же самое можно сказать и о принятой в этом году в труппу Большого театра Динаре Алиевой, обладательнице большого и сильного лирико-драматического сопрано. Молитва «Тоски» из одноименной оперы Пуччини в ее исполнении стала одним из запоминающихся моментов концерта, в то время как еще один представленный ею номер (выходная ария Нормы из одноименной оперы Беллини) не произвел должного эффекта – просто не ее репертуар! – к тому же первое проведение в стретте оказалось купированным.
Наконец, настает черед молодого певческого поколения, представленного сразу двумя тенорами, однако сколько-нибудь значимого впечатления так и не оставившими. Лирико-драматический тенор (скорее пока лирический) Андреа Чезаре Коронелла – последний ученик Паваротти! – абсолютно немузыкально, с характерными «теноровыми рыданиями» спел арию Де Грие из «Манон Леско» Пуччини. Небольшой точечно сфокусированный лирический тенорок Франческо Малапена, в отличие от своего коллеги, не «прорыдал», а по-ученически «тихо проплакал» весь «Плач» Федерико из «Арлезианки» Чилеа. В заключение остается добавить лишь, что французский контратенор Робер Экспер (по типу голоса его вполне можно классифицировать как мужское меццо-сопрано) вынес на суд публики раритетную барочную диковинку – арию Ациса из третьего действия оперы «Полифем» Порпоры, а вместе с Еленой Макаровой (дочерью Елены Образцовой) исполнил дуэт Секста и Корнелии из «Юлия Цезаря» Генделя. Этот репертуар внес разнообразие в программу, хотя интерпретация арии Ациса абсолютно не потрясла: впервые слушая этого певца, я поймал себя на мысли, что голос его невелик, простоват по тембральной окраске, с недостаточно развитым нижним регистром, но, впрочем, достаточно культурен технически. В большей степени интересным оказался трогательно-кантиленный генделевский дуэт, в котором у певца сложился весьма неплохой ансамбль с Еленой Макаровой, певицей, которую в барочном репертуаре лично я слышу впервые – и это, надо сказать, стало для меня достаточно любопытным слушательским опытом.
На этом концерте Елена Макарова выступила и в необычном для себя амплуа – в роли «музыкального экспресс-курьера», доставив из Испании памятную медаль барселонского театра «Liceu», которой Елена Образцова по случаю юбилея была награждена за особые творческие заслуги перед этим знаменитым оперным домом. А сама Елена Образцова в финале концерта поставила ясную логическую точку, спев, как всегда оптимистически задорно, сцену опьянения Периколы из одноименной оперетты Оффенбаха. Героиня этого номера восклицает: «Каким вином нас угощали!..» Если перефразировать эти слова в вопрос, то ответ на него может быть только один: «Качественным, терпким, с прекрасным музыкальным букетом и незабываемым чарующим послевкусием…»