В конце января Михаил Швыдкой издал приказ об образовании Российского национального филармонического оркестра под руководством Владимира Спивакова, а теперь уже объявлен и конкурс на замещение вакантных должностей. Таким образом, назначив гранты лучшим или потенциально лучшим оркестрам страны, государство в лице Министерства культуры не до конца определило свои приоритеты: очевидно, что новый оркестр должен, как минимум, составить им достойную конкуренцию.
Для того чтобы мечты стали реальностью, известно, что нужно — деньги, которые привлекут в РНФО хороших музыкантов. Бюджетная доля в финансировании нового коллектива не будет выходить за общепринятые рамки (и никаких грантов ему пока никто не обещает), так что основная надежда — на спонсоров. Мы позвонили маэстро Спивакову в Париж, где в самое ближайшее время у него должны состояться очередные концерты персонального абонемента в театре «Шатле», и попросили прокомментировать ситуацию.
— Владимир Теодорович, главная идея, которой вы руководствовались, задумывая новый оркестр?
— Вероятно, вы имеете в виду не мои творческие устремления, а нечто другое... Людям, имеющим понятие об иностранных языках, известно, что «национальный» означает «государственный». Тот оркестр (РНО), которым в течение нескольких лет я имел возможность руководить — точнее, даже не руководить, а только дирижировать — имеет в своем названии слово «национальный», но является частным и не вполне российским. Новый оркестр, хотя и получит значительную спонсорскую поддержку, будет государственным. И в этом заключено существенное отличие. Разные фундаменты заложены под этими оркестрами.
— Ваш оркестр будет выражать государственную политику?
— Скажем так, повернется лицом к нашей публике.
— Качество, надо полагать, должно быть обеспечено самым высоким среди всех оркестров уровнем заработной платы?
— Зарплата — это еще не все для людей, выросших и воспитывавшихся в России. Но она, разумеется, будет не ниже, чем в других российских оркестрах.
— Где будет база вашего нового коллектива?
— В Московском международном доме музыки на Красных Холмах.
— Вас уже назначили художественным руководителем Дома музыки?
— Есть только договоренность о моем возможном назначении, но приказ такой пока не подписан.
— Что бы вы сделали в первую очередь, оказавшись на этом посту?
— Поспособствовал бы тому, чтобы были исправлены некоторые акустические погрешности, пока еще есть такая возможность.
— Как вы думаете, вам удастся наладить плодотворное сотрудничество с директором Дома Александром Ворошило?
— Еще не думал об этом.
— Видимо, образование РНФО вызывет охоту к перемене мест у многих музыкантов, в том числе и у тех, что работают в Российском национальном оркестре?
— Думаю, что лучшие музыканты РНО станут основой нового оркестра.
— Вы «уводите» лучших музыкантов из РНО, даете новому оркестру название, которое недвусмысленно перекликается с названием вашего бывшего оркестра, что — поначалу, во всяком случае, — может слегка дезориентировать почтеннейшую публику... Как вам кажется, не может ли даже и у непредвзятых лиц возникнуть ощущение, что вы просто решили взять реванш?
— Я никого не увожу насильно. И считаю, что люди имеют право выбирать и что к их выбору нужно относиться с уважением. Разумеется, вы можете называть реваншем то, что я определяю как свою принципиальную позицию. В те годы, когда создавался Российский национальный оркестр, кому угодно, в том числе и иностранцам, не возбранялось брать любые, в том числе и «национальные», названия. Мне не кажется, что это правильно.
— В названии нового оркестра фигурирует еще и слово «филармонический», традиционное для западного обихода. В какой степени РНФО будет ориентирован на Запад?
— Разумеется, мы собираемся выступать и за границей. Уже сейчас у меня масса предложений. Но прежде всего я рассчитываю работать в России, причем не только в Москве. За три года работы с РНО у нас были лишь одни серьезные гастроли по России — поездка по Волге, и она состоялась только под занавес нашего сотрудничества. Очевидно, выступления РНО в России не были предметом основного интереса его владельцев.
— Вы уже думали о творческой программе РНФО?
— Конечно. Но обнародовать ее пока считаю преждевременным. Могу только сказать, что новый оркестр должен быть представлен в Большом зале консерватории 30 ноября на открытии фестиваля «Владимир Спиваков приглашает».
Беседу вела Наталья Шадрина