Мариинский театр работает в последний год перед ремонтом
Мариинский театр открыл сезон патриотически – самым популярным русским композитором. Опера – «Пиковой дамой» Чайковского, балет – его же «Лебединым озером». В «Пиковой» впервые на этой сцене выступила Анна Шафажинская, в «Лебедином» – мариинский дебют Дианы Вишневой.
Валерий Гергиев, как обычно, появился за пару часов до спектакля (из Лондона) и поутру отбыл (в Сеул). Столь краткосрочная побывка дома руководителя Мариинки, накануне получившего очередное отличие – звание Рыцаря Ордена Нидерландского Льва, не внесла дополнительных новостей в планы сезона. Они остались краткими, во что поверить трудно, но зато выразительными: опера готовит три премьеры, балет – одну. Чтобы угадать, что этим здесь не ограничатся, не надо быть провидцем. Иное дело, что в Мариинке заранее ничего точно спланировать не могут – такова уж здесь тактика экспромтов.
Первая премьера в опере в октябре – «Набукко» Верди. Это первая постановка в Мариинке московского режиссера Дмитрия Бертмана. Впрочем, не вполне новая: спектакль поставлен режиссером «Геликон-Опера» у себя в прошлом году в совместном проекте с двумя французскими театрами. Далее следуют «Поворот винта» Бриттена в постановке Дэвида Маквикара, в которой труппа будет оттачивать английский язык, и в марте «Фальстаф» Верди и известного режиссера драмы Кирилла Серебренникова. Тематическими программами пока объявлены «Шедевры Римского-Корсакова» и «Шедевры Пуччини», более-менее сгруппированные в афише. В честь Георгия Свиридова пройдет гала-концерт.
Фестивальные акции – только уже отработанные: «Звезды белых ночей»
(с 27 мая по 16 июля) и появившийся в прошлом году фестиваль
«Масленица» (27 февраля – 5 марта). Предполагаются торжества к
столетию Шостаковича, возможна акция, связанная с именем Гоголя:
недавно театр провел конкурс среди композиторов на лучшую
современную оперу по произведениям Николая Васильевича.
В балете планы гораздо лаконичнее. С 16 по 26 марта пройдет
очередной фестиваль балета «Мариинский». На нем обещают
единственную премьеру – многострадальную «Ундину» в постановке
Лакотта. Французский хореограф уже начинал работу над этим балетом,
но бросил постановку на середине. В работе наконец определился
автор оформления – это будет сам Лакотт, а не предложенные театром
художники. И вместо Светланы Захаровой, в период тех репетиций
питерской, а теперь – московской балерины, в партии главной героини
заявлена Диана Вишнева. Похоже, после триумфальных выступлений в
Америке балерина серьезно утвердила свои позиции в глазах
художественного руководителя театра. Про заявленное год назад
восстановление старинного балета «Пробуждение Флоры» в этом сезоне
не вспоминают. Как и не знают, появятся ли вновь в афише балеты на
музыку Шостаковича или праздновать юбилей будет только
оперно-симфоническая часть театра, что вполне вероятно.
Гастрольные планы, как обычно, обширные. В самой Мариинке выступит опера Большого театра с «Летучим Голландцем» Вагнера и «Детьми Розенталя» Десятникова. Недавний погорелец, московский Театр Станиславского и Немировича-Данченко, привозит обширную программу опер и балетов, в числе которых «Призрачный бал» Брянцева, некогда открывавший Театр камерного балета в сносимом теперь под Мариинку-2 ДК Первой пятилетки. Начнутся эти гастроли, впрочем, в Большом зале Петербургской филармонии исполнением «Фиделио» Бетховена (к двухсотлетию постановки).
Очевидно, что без дела не останется Академия молодых оперных певцов Мариинского театра. Возможно, здесь вспомнят прошлогодние планы постановки современной оперы. Для начала группа ее солистов получила очередные конкурсные премии – на этот раз на проходившем накануне открытия сезона Четвертом международном конкурсе молодых оперных певцов Елены Образцовой.
Чем дополнит Мариинка эти планы и что в них изменится, закроется ли театр на реконструкцию сразу после окончания сезона, покажет, как обычно, сам сезон. Ведь и на его открытие планировали сначала «Войну и мир», а в появившейся затем «Пиковой» была заявлена другая исполнительница.
Ирина Губская, ng.ru